Постройка деревянной часовни своими силами.

Недавно передо мной встала неожиданная задача: разработать дизайн территории одного учебного заведения и вписать в него часовню. Множество сложностей, самая главная из них – отстоять идею открытой часовни и, собственно, спроектировать ее.

Сейчас время новаторства даже в церкви. Можно создать что-то очень практичное и красивое, при этом в полном соответствии с канонами.

1. Идея

Лично вам или вашим заказчикам пришла в голову идея о необходимости постройки часовни . Ее постройка должна быть обоснована. Во имя чего и зачем? Хорошенько продумайте этот вопрос.

Учтите, что доступ в вашу часовню должен быть открыт для всех желающих . Если не можете этого гарантировать, то это уже эгоизм, который церковью не одобряется.

2. Выбор места для часовни

Во-первых, место должно быть тихим спокойным, чтобы ничто не отвлекало от молитвы.

Во-вторых, очень важна ориентация часовни по сторонам света . В Православии алтарь всегда находится на Востоке, а плоскость креста ориентирована в направлении Север-Юг.

Для более полного ознакомления с вопросом обратитесь к «Православные Храмы и комплексы пособие по проектированию и строительству» в 3х томах.

В-третьих, убедитесь в отсутствии подземных коммуникаций на месте будущего строения. Если выбранное место находится на общественной или чужой частной территории, — получите соответствующие разрешения.

Если первые два пункта не реализуемы по каким-то причинам и условиям, — продолжать не имеет смысла.

3. Создание эскиза часовни

Если вы до сих пор плохо представляете что такое часовня, то обратимся к документу:

После того как выберете тип часовни, найдите и изучите как можно больше фотографий и проектов существующих часовен. Возможно, вы найдете более удачный вариант, чем вам представлялось.

Тщательно продумайте материалы и конструкцию постройки, финансовый вопрос (сами закупаете все необходимое или с помощью пожертвований), чьими силами будете строить (сами, строители, община).

4. Разрешение и благословение церковью

Эта краткая инструкция не может рассмотреть все тонкости создания и воплощения часовни, поэтому первым делом надо обратиться к батюшке ближайшей церкви . Он подскажет и направит.

Для получения благословения и разрешения на создание часовни от церковных властей, четко и аргументировано обоснуйте строительство именно в этом месте и именно такой часовни.

5. Создание проекта и его защита у светских властей

Если вы создаете открытую часовню на собственном участке, то этот пункт – формальность.

Если же вы затеяли что-то более грандиозное, то придется пройти множество инстанций от архитекторов до СЭС. Главное начать, а там подскажут и направят.

6. Строительство и оформление внутреннего убранства

7. Освящение и открытие часовни для прихожан

Напоследок, несколько картинок водосвятных часовен и часовен-памятников .

Поделитесь записью

Обсуждение: 3 комментария

С чего начать?
Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.

Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.

В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.

Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.

По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.

Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.

Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.

Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.

Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.

Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».

Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.

Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».

Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.

В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.

Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.

«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.

Как устроен храм

Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Храм является образом Царствия Небесного, поэтому его устройство символично. Главная часть любого православного храма -- это алтарь , в центре которого находится престол -- самое священное место храма. Престол символически означает гроб Господень, на престоле совершается главное Таинство христианской церкви -- Евхаристия (благодарение) -- пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христову.


Средняя часть храма знаменует собою тварный мир, она отделяется от алтаря иконостасом . По словам священника Павла Флоренского, иконостас -- это как бы «окна» в алтарь, окна между земным миром и Высшим, в которых мы можем видеть «живых свидетелей Божиих». В иконостасе три двери. Средние называются Царские врата, потому что через них в Святых Дарах проходит Господь. Через южные (правые) и северные (левые) врата в алтарь может входить и мирянин мужского пола, но через Царские врата вход разрешен только священнику и дьякону и только во время Богослужения.

Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей (греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон (греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения.
Сколько на храме куполов?
Если в храме один престол, то в средней части храма делается один купол. Если в храме под одной кровлей есть, кроме главного, еще несколько алтарей с престолами (приделов), то над средней частью каждого из них тоже сооружается купол. Но наружные купола на кровле не всегда строго соответствуют количеству приделов. Так, две главы означают и две природы (Божественную и человеческую) Христа; три главы -- три Лица Святой Троицы; пять глав символизируют Христа и четырех евангелистов, семь -- семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав -- девять чинов ангельских, тринадцать -- Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.
Место для кающихся
Храм может состоять всего из двух частей -- алтаря и собственно храма. Но чаще всего в православных храмах присутствует третья часть -- притвор . Притвор -- место, где должны были стоять во время Литургии готовящиеся к Таинству Крещения люди -- оглашенные, а также люди тяжко согрешившие, которым священник дал такое наказание для покаяния и исправления.

Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная , поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим.

Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира.

Собор может быть маленьким, а часовня большой
Собор
-- главный храм в городе или монастыре. Название «собор» связано с тем, что в этот храм собирается духовенство из других церквей для торжественного богослужения. Поскольку торжественное богослужение нередко возглавляется епископом, то в соборе должно быть «архиерейское место» -- возвышение в центре храма, на котором стоит архиерей, когда находится во время богослужения не в алтаре. При этом по размеру собор не обязательно самый большой храм в городе.

Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня . В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России).
Корабль, плывущий на восток
Церковь часто сравнивают с кораблем, плывущим среди бурных волн житейского моря к Царству Небесному, поэтому храм по форме часто напоминает корабль. Если плыть от тьмы к свету, нужно плыть с запада на восток: на востоке был рай (см. Быт. 2, 8); Господь Иисус Христос и Сам именуется Востоком (см. Зах. 6, 12; Пс. 67, 34) или Востоком свыше (см. Лк. 1, 78). Поэтому в большинстве случаев православный храм обращен алтарем на восток. Однако известно, что алтари некоторых храмов обращены к другим частям света. Например, в Москве храм Воскресения Христова в Сокольниках ориентирован алтарем на юг -- это связано с тем, что в этом направлении находится Иерусалим, место воскресения Спасителя.

Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен.

Деревянные часовни - отличительная черта православного народа. В наших просторных лесных землях умели и любили создавать красоту из дерева, многие мастера хорошо владели строительным ремеслом.

В разных местах и по разным поводам строились деревянные часовни. Они могли сооружаться в деревне, за околицей, на целебных источниках. Строили часовни по какому-либо обету, в память об удаче и спасении, в честь великих событий, как дань уважения предкам. Появлялись часовни на перекрестках, развилках дорог, где-нибудь на долгих переходах, обычно в привлекательных и красивых местах. Каждый человек при желании мог приложить свои руки к строительству часовни.

Мы рады продолжать это святое дело, и принимаем заказы на строительство деревянных часовен, храмов и церквей , как от организаций, так и от частных меценатов.

Проекты деревянных часовен

Мы предлагаем Вам строительство деревянной часовни по проектам, выполненными нашими архитекторами и художниками. Так же мы готовы воплотить ваш индивидуальный проект, близкий Вашей душе.

Часовня св. Георгия Победоносца

Общая площадь часовни 29,5 м.кв., площадь внутри часовни 25,5 м.кв.

Часовня выполнена на основе традиций русского деревянного зодчества с использованием современных архитектурных и конструктивных решений.

Представляет собой квадратный сруб с прирубом в первом уровне здания и восьмигранный сруб во втором уровне, с крышей шатрового типа.

    1. Рубленые стены из цельного бревна природной формы (кедр) диаметр 30-32 см в чашу.



    5. Выносные треугольные фонари - четыре окна по периметру нижней части шатра.

    7. Входное крыльцо с двускатной крышей и иконой.
    8. Окна с полукруглым завершением.
    9. Двери стеклянные (освещение прируба).

Основные конструкционные материалы:

    1. Фундамент ленточный (облицовка камнем).
    2. Стены рубленые в чашу (бревно кедр)
    3. Перекрытия пола по деревянным балкам.
    4. Конструкция шатра - утепленный каркас, обшитый кедровой доской.
    5. Окна двойной стеклопакет.

Часовня св. Николая Чудотворца

Общая площадь часовни 12 м.кв., площадь внутри часовни 9 м.кв.

Часовня выполнена на основе традиций русского деревянного зодчества с использованием современных архитектурных и конструктивных решений. Дает возможность создания индивидуального духовного пространства. Представляет собой шатровый тип с шестигранником в плане.

Архитектурно - планировочное решение:

    1. Рубленые стены из цельного бревна природной формы (кедр) диаметр 26-30 см в чашу.
    2. Остатки стен формируют в верхней части сруба консоли.
    3. Открытое внутреннее пространство шатра с верхним светом (отделка кедр).
    4. Покрытие шатра - гибкая кровля. Цвет по каталогу фирм производителей.
    5. Выносные треугольные фонари-окна по периметру нижней части шатра.
    6. Завершение шатра главка из осинового лемеха, покрашена под серебро, покрыта лаком.
    7. Входное крыльцо с двускатной крышей.
    8. Окна и двустворчатые двери с полукруглым завершением.

Основные конструкционные материалы.


С чего начать?.

3D проект храма-часовни. По данному проекту был построен храм в г. Звенигороде и освящен в честь Казанской иконы Божьей Матери. Предоставлен Софией и Дмитрием Б.

Строительство храма или часовни важно начинать с благословения правящего архиерея епархии.
Для этого нужно обратиться к священнику, который закреплен за вашим населенным пунктом, потом к благочинному и затем подать прошение на имя правящего архиерея.
Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе, или в деревне такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для начала нужно будет написать прошение на имя правящего архиерея (в Рязанской области- митрополита Марка) о создании прихода и прийти с ним к своему благочинному. После согласования с благочинным прошение подается правящему архиерею.
Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек — так называемая «десятка». Важно, чтобы в «десятку» входили местные жители. Община — это юридическое лицо и регистрируется она в федеральной регистрационной службе, как местная некоммерческая религиозная организация Русской Православной Церкви Московского Патриархата.

Храм или часовня?
Храм – «Небо на земле» – особое, отличное от других строений здание, посвященное Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств.
Внутри храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть (собственно храм) и притвор.
Часовня – это небольшая постройка религиозного назначения. Само название «часовня» происходит, по-видимому, от слова часы – так называются краткие службы, совершающиеся в Православной Церкви. Часовня, как не имеющая алтаря, предназначена именно для подобных молений. Литургию служить в часовне не положено, но можно служить молебны, панихиды. Таинства в часовне не совершаются из-за отсутствия алтаря.
Место под строительство.
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма , надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город — то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Этот вопрос нужно решать в епархии.
Проект.
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов. Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., — поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования. Можно купить готовый проект или, если есть возможность, получить в дар.
Чинопоследования при основании храма.
Чин на основание церкви
.
Основание и построение храма может совершаться только правящим архиереем церковной области или посланным от него священником. Виновный в сооружении церкви без благословения правящего архиерея подвергается определенному наказанию, как презирающий архиерейскую власть.
После закладки фундамента для храма совершается «Чин на основание храма» – все́ вместе называется закладкой церкви. На месте будущего Престола, по указанию Требника, ставится приготовленный заранее деревянный крест и служится молебен.
Строительство храма.
Глаза страшатся, руки делают.
Самое главное - чтобы на этом месте как можно скорее начала совершаться молитва.
То, что связано со стройкой храма, всегда чудо.
Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Это не мы строим храм,
а Сам Господь.
Великое освящение храма архиереем.

Новопостроенный храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним не будет совершен обряд освящения. После совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, становится вместилищем величайшей святыни.

Православная часовня

Первые простейшие часовни появились у славян с распространением христианства, и ставились они в священных рощах язычников или на местах, где раньше находились идолы. Кроме того, часовни устраивались над раннехристианской катакомбной (подземной) церковью для обозначения места алтаря, над могилой мученика или для обозначения входа в подземное кладбище. Отшельники строили в дебрях («пустынях») часовенки, из которых впоследствии вырастали церкви и даже монастыри. Так, убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории Троице-Сергиевой лавре.

В древности часовни чаще всего располагались в природном окружении: в лесах, полях, на пересечении дорог. Придорожные часовни представляли собой квадратную в плане беседку, четыре столба которой несут на себе крышу - двухскатную или шатровую. Эти простейшие формы плана часовен, выполненных в дереве, в дальнейшем сохранились и в каменных часовнях.

Квадратная в плане часовня - это сооружение, обеспечивающее наименьшие затраты при строительстве (для небольшого помещения четырехгранный сруб проще и естественней многогранного). Исследователь деревянного зодчества В. П. Орфинский обращает внимание на эволюцию часовен. Поначалу, при необходимости увеличить помещение, его план составлялся из двух или трех квадратов, но в целом это была простая прямоугольная форма. Следующим этапом эволюции можно назвать некоторое усложнение квадратной формы: срезанные углы превращают квадратный план в восьмигранный. В дальнейшем обстройка квадрата с двух сторон крытой галереей развивает квадратный план по оси от его центра, а иногда крытый обход при­страивается с трех сторон квадрата с широким крыльцом и лестницей напротив входа в часовню (рис. 1). Позднее, когда строительство часовен приобретает почти массовый характер, их планы остаются без изменения, т. е. квадратными или усложненными.

Проектировать часовню гораздо сложнее, чем проектировать храм. Обусловлено это тем, что часовня существенно отличается от храма определенными категориями как богословского характера, так и архи­тектурно-функционального. Прежде чем приступить к проектированию православной часовни, необходимо уяснить, в чём же заключаются основные отличия часовни от храма. Начнем с категорий богословских.

Определение в священнослужебных книгах гласит: «Часовни -это молитвенные здания без алтаря». В часовне не служится литургия. Первое существенное отличие часовни от храма - отсутствие алтаря, отделенного от остального внутреннего пространства ико ностасом.

Из этого следует, что в интерьере часовни отсутствует иконостас. Но апсида как архитектурная составляющая сооружения может присутствовать в объемно-пространственной композиции.

Также часовня иногда имеет и притвор. Таким образом, часовня может иметь, как и храм, трехчастную структуру объемно-пространственной композиции: апсиду, собственно храмовое пространство, притвор. Но, поскольку в апсиде часовни отсутствует алтарное назначение, апсида довольно часто имеет очень скромные размеры либо ее нет совсем. То же самое относится и к притвору: поскольку в часовне не совершается литургия, часто нет необходимости в притворе, либо он (притвор) имеет малые размеры. Отсюда следует, что в преобладающем большинстве часовен наблюдается центричная схема построения объемно-пространственной композиции, довольно часто встречающаяся и в храмах.

Что касается категорий архитектурных, то в объемно- пространственной композиции и стилистическом оформлении фаса дов часовню отличает от храма крайняя лаконичность, если даже не аскетичностъ построения архитектурных форм, построения ар­ хитектурного образа .

Например, очень распространён образ часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением.

Второе отличие часовни от храма заключается в том, что ча совня имеет относительно меньшие размеры по сравнению с храмом.

Если говорить о функциональных категориях часовен, то изначально часовни возникли как поминальные церковные сооружения, и поэтому до настоящего времени преобладающая функция часовен -совершение панихид. В часовнях совершаются также молебны, акафисты, но никогда не совершаются литургии, таинства крещения и венчания, поскольку отсутствует алтарь.

Объемно-пространственная композиция часовен

Особенности планировочной структуры. Планы православных часовен демонстрируют множество вариаций на тему «квадрата». Выявлены 6 вариантов квадратных планов:

    простой квадрат;

    квадрат с террасой или верандой;

    квадрат, развитый до прямоугольника;

    квадрат с развитыми углами;

    квадрат как ядро композиции;

    многоугольник;

    квадрат, дополненный с одной стороны полукругом

Рассмотрим подробно каждый вариант плана.

1.Часовня, квадратная в плане, является наиболее распространенным вариантом. Ее размеры по наружным стенам не превышают 6,4 х 6,4 м (три сажени), а наименьшие размеры - 3 * 3 м. Такие часовни имеют один или два входа с выступающими наружу ступенями и крыльцом. Оконные проемы размещаются, как правило, по всем стенам, включая и ту, в которой расположен вход. Если же окна занимают две стены, то глухой остается стена

напротив входа. Такой прием чаще используют в деревянных часовнях. Пластика стен в этом случае решается только дверными или оконными проемами, а также крыльцом (рис. 2, 3).

Второй вариант можно считать разновидностью первого – к квадрату часовни пристраивается открытая терраса или крытая веранда. Она окружает объем здания с трех сторон (боковых и главного фасада) и расширяет пространство для молящихся. Приподнятая на несколько ступеней терраса придает часовне стройность и завершенность. В результате такого приема портал входа оказывается центром композиции главного фасада (рис. 4).

    Вариант с прямоугольным планом развивается из квадрата пристройкой к нему дополнительных помещений с одной или, симметрично, с двух сторон квадрата. Развитая входная часть создает вестибюль; симметричные пристройки подчеркивают главный, квадратный в плане объем; боковые пристройки дают возможность создания сложного завершения со множеством барабанов и малыми глав­ами (рис. 5).

    Квадратный план с профилированными четырьмя углами отличается от предыдущих вариантов тем, что именно этот прием придает часовне образ памятника. Выполненные таким образом часовни посвящаются памятным событиям. В остальном план повторяет прием, при котором в квадрате имеются один дверной проем и два оконных или три дверных проема с лестницами. Необходимо отметить, что во всех случаях стена напротив главного входа остается глухой (рис. 6).

    Главным помещением всего сооружения остается часовня. Она квадратная в плане и выделяется на фасаде. Группа встроенных помещений развивается по-разному: в одну из боковых сторон, по обеим боковым сторонам или по диагонали. Часовня, как правило, имеет два входа, но встречаются и три (рис. 7, 8).

    Квадратный план со срезанными углами представляет много­угольник, иногда переходящий в круг. Скошенные углы преобразуютквадрат в восьмиугольник. Восьмиугольный план определяет наружныйшатер и внутренний купол такого типа сооружений (рис. 9).

    Квадрат с апсидой, напоминающей алтарь, создает образ церкви. В этой структуре главный фасад дополняется квадратом высокого крыльца, расположенного на одной оси с апсидой (рис. 10).

Рассмотренные варианты планов говорят не столько об их эволюции, сколько об устойчивости формы плана. Все вносимые элементы новизны больше относятся к декору фасадов часовен. Можно с уверенностью сказать, что квадрат - это та форма, которая, незави­симо от размера, обеспечивает монументальность сооружения.

Открытые или закрытые часовни . В закрытой часовне присутствуют ограждающие стены и входная зона, одна или несколько.

Открытая часовня имеет как минимум три или четыре опоры, несущих завершение. Открытая часовня может быть решена и в виде сооружения, в котором присутствует лишь одна ограждающая стена -восточная. Естественно, что открытые часовни могут быть только неотапливаемыми (рис. 11).

Стилистика. Количество стилей, применяющихся в православном строительстве часовен, ограничено. В основном это византийский, барокко, классицизм, русский и неорусский стили (рис. 12-15).

3. Часовни в городской среде

Можно выделить несколько типов размещения часовни в современном городе:

    на территории монастыря или храма;

    в мемориальном комплексе;

    на площади;

    на магистрали (улице);

    при учреждениях и больницах;

    в жилом микрорайоне;

    на озелененной территории.

Каждая из этих градостроительных ситуаций накладывает определенный отпечаток на внешний облик, архитектурное решение часовни, а иногда и на ее назначение. Так, часовни, расположенные на территории монастыря или храма, как правило, имеют вспомогательное значение. Среди храмовых построек монастыря часовня чаще всего имеет подчиненное композиционное значение. Часовни, расположенные в мемориальном комплексе, очень часто выполняют роль памятника. На кладбище часовни обычно не имеют своей отдельной территории, а располагаются среди могил, на входе или примыкают к храму. Часовни, расположенные на площадях, в основном находятся в центральной части города, где появляется все больше современных зданий. Поскольку часовня в данном случае указывает на историческую значимость опре­еленного места, то в архитектурном отношении часовня всегда делается доминирующей. Часовни на площадях должны обладать большой архитектурной выразительностью, независимо от размера площади.

Вдоль улиц и магистралей возводят часовни в честь известных религиозных и светских лиц. Приемы размещения часовни по отношению к улицам и магистралям могут быть разнообразны. В основном часовни строят либо на оживленных улицах, либо на самых видных площадках. Часовни строят и на территории производственных и административных учреждений - как государственных, так и коммерческих (по частному заказу). Часовни, расположенные в жилой за­стройке, построены в основном недавно - в 90-х годах прошлого столетия. Они возводились в уже сложившихся районах, размещаясь подчас в сложных условиях сильно стесненной территории.

Озелененные территории города являются лучшим окружением для часовни, но это не всегда достижимо в реальной ситуации.

При всем многообразии рассмотренных архитектурных приемов и градостроительных ситуаций при возведении часовен следует считать, что часовня должна являться одним из наиболее выразительных компонентов городской среды. Выполняя учебный проект часовни, необходимо соразмерять постройку с местными природными условиями и масштабами окружающих ее зданий и сооружений.

4. Функциональные типы часовен

В современных архитектурно-строительных правилах принято, что по функциональным особенностям современные православные часовни разделяются на богослужебные, водосвятные, мемориальные, погребальные.

/. Богослужебные часовни чаще всего устраиваются при отсутствии храма или для размещения чтимых икон. Вместимость богослужебных часовен составляет от 5 до 50 человек (т. е. площадь от 2,5 до 25 м 2). Площадь помещения при проектировании любого храмового сооружения при нимается из расчета 1 м 2 на 2 человека.

Богослужебные часовни подразделяются на приходские, монастырские, крестильные и часовни при учреждениях (посольствах, больницах, хосписах, учебных заведениях, приютах и домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях и др.).

    Водосвятные (надкладезные) часовни устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов, т. е. в виде открытых часовен или в виде закрытых сооружений площадью от 4 до 30 м 2 .

    Мемориальные часовни отмечают значимые для церкви места, также могут быть открытыми или закрытыми. Мемориальные, или памятные, часовни строятся на памятных исторических местах, в честь каких-либо личностей или событий. Ввиду своего мемориального значения часовни-памятники, как правило, имеют сильно развитую цокольную часть (памятники всегда имеют развитый подиум), в котором могут даже размещаться вспомогательные помещения.

Мемориальные часовни подразделяются на часовни-хранительницы икон, часовни памяти о святых, часовни в память о знаменательной дате, часовни в память об утраченной церкви.

4. Погребальные часовни устраиваются на кладбищах, над погребальными камерами и могилами также в виде открытых или закрытых сооружений площадью от 2 до 10 м 2 . Кладбищенские часовни могут иметь характерный развитый притвор, служащий местом отпевания покойников и совершения поминальных панихид, в том числе наиболее массовых, совершаемых несколько раз в году, в дни особого поминовения усопших. На паперти

должно быть достаточно места для размещения нескольких крышек гробов, а габариты притвора должны обеспечивать одновременную установку нескольких гробов. Минимальные габариты одного места с гробом - 5,4 на 2,4 м.

    Конструктивное решение и материал несущих элементов

При выборе конструктивного решения и материала несущих

элементов часовни можно рекомендовать следующее: основные несу щие конструкции часовни должны быть долговечными и выполняться из соответствующих материалов. Стены часовни (закрытой) должны быть выполнены из сплошного кирпича, их толщина для средней полосы России может быть ограничена 640 мм. Требования энергоэффективности не распространяются на здания часовен вви ду нестационарного режима их использования.

Для внутренних несущих конструкций часовни - столбов, арок и куполов - может использоваться монолитный бетон. Использование в опалубке фанеры позволяет получить идеальные поверхности, не требующие оштукатуривания. Такую поверхность достаточно только ошпаклевать, а современные силикатные краски позволяют производить роспись и по бетонной поверхности. Может быть использована и смешанная технология сооружения арок, когда по кружалам выкладывается кирпичный короб, служащий опалубкой, а его сердцевина заполняется армированным бетоном, воспринимающим распор кирпичных арок и сводов. Избежать сложностей кирпичной кладки парусов можно, применяя способ бетонирования по металлическому сварному каркасу, выгнутому по проектным радиусам.

6. Устройство систем инженерного обеспечения

■ При выборе вариантов устройства систем инженерного обеспечения часовни следует иметь в виду, что:

    для вентиляции закрытой часовни предусматривается использование системы естественной вентиляции через открываемые светопроемы;

    для отопления часовен возможно применение системы водяного, воздушного, электрического, печного отопления в зависимости от местных условий. Сегодня достаточно часто используют систему отопления с применением напольных низкотемпературных панелей -так называемый теплый пол. Его преимуществом является равномерное распределение тепла в пространстве нижней зоны часовни, где размещаются молящиеся, быстрое высыхание поверхности в непогоду. Для уменьшения расходов на отопление можно рекомендовать устройство местного отопления для постоянного пребывания служащего, продающего свечи.

Существуют также правила цветового решения часовен и храмов. Никогда не применяется чёрный цвет, может быть замещён коричневым. Серебряный цвет-белый, золотой – жёлтый.

Программа-задание на курсовой проект

    «Православная часовня»

    Цель проекта - создать выразительный образ православной часовни, являющейся акцентом в городской среде, с соблюдением канонической традиции при поиске современного образа православной часовни.

    Вместимость часовни (единовременное пребывание посетителей) с одним эвакуационным выходом - до 50 человек. Часовни могут быть одноэтажными или с цокольным этажом, отапливаемыми и неотапливаемыми, открытыми и закрытыми, могут выполняться из камня, кирпича, дерева, металла или бетона.

    Высота часовен от пола до потолка должна быть не менее 3 м. Форма кровельного покрытия может быть различной: скатная, купольная, шатровая, в виде горки кокошников или иная, но не плоская.

    В современных строительных правилах принято, что часовни площадью до 10 м 2 и вместимостью до 5 человек могут состоять из одного помещения, а большей площади и вместимости могут иметь вспомогательные помещения - одно или несколько.

    Отдельного внимания требует разработка архитектурной композиции колокольни, если она предусматривается при проектировании. Колокольня или звонница, которая бывает встроенная или пристроенная, должна по своему облику и параметрам соответствовать облику и габаритам часовни.

    Состав графической части проекта «Православная часовня»

    генеральный план М 1: 250;

    план М 1: 50;

    фасады, не менее двух М 1: 25, М 1: 50;

    разрез М 1: 50;

    макет М 1: 50.

    Проект выполняется на планшете размером 50 х 100 см. Макет - отдельно на подоснове.

    Требования к архитектурной композиции православной часовни.

    Лаконичная объёмная композиция часовни. Венчание здания православным крестом.

    Приподнятость уровня часовни над землёй. Ориентация апсиды (если она присутствует) и креста на восток.

    Территория часовни должна быть ограждена и благоустроена с посадкой деревьев.

    Форма плана возможна: крестообразная, квадратная, прямоугольная, круглая, восьмиугольная.

    Перекрытие купольное, сводчатое и шатровое.

    Часовня одноглавая.

    Глава луковичной или шлемовидной формы.

    Вход в часовню через перспективный портал.

График проектирования

3семестр 2 курс тема «Православная часовня»

Тема занятия

Самостоятельная работа

Вводная лекция

Выбор места проектирования

Клаузура

Выбор типа часовни

Определение объёмно-пространственной характеристики часовни

Схема генерального плана

Определение пространственной схемы несущих конструкций

Определение пропорций часовни, вариантное проектирование фасадов, плана, разреза

Форэскиз в черновом макете

Уточнение пропорций часовни и решение фасадов, плана, разрезов

Вариантное проектирование

Уточнение пропорций часовни и решение фасадов, плана, разрезов. Цветовое решение часовни

Вариантное проектирование

Уточнение решения фасадов, плана, разрезов

Вариантное проектирование

Эскиз.

Уточнение решения фасадов, плана, разрезов, генплана

Детализация фасадов

Проработка фасадов

Выполнение макета часовни. Компоновка работы на планшете.

Выполнение макета часовни

Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта.

Подача проекта.

Подача проекта.

Подача проекта. Макетирование.

Завершение работы. Сдача проекта. Кафедральный просмотр.

Библиографический список

Благовидова Н. Г. Часовни в архитектурно-планировочной средегорода: учеб. пособие / Н. Г. Благовидова. М. : Архитектура-С, 2006. 136с.

    Кеслер М. Ю. Благолепие и экономика в современном храмоиздательстве / М. Ю. Кеслер // Приход. Православный экономический вестник. 2007. №5. С. 14-22.

    Крадин Н. П. Православный храм: учеб. пособие / Н. П. Крадин. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1992. 84 с.

    Кудрявцев М. П. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм / М. П. Кудрявцев, Т. Н. Кудрявцева // Къ Свету. Символика русского храмоиздательства. 1994. Вып. 17. С. 65 - 87.

    Лучкова В. И. Введение в архитектурную семиотику: учеб. пособие / В. И. Лучкова. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. 98 с.

    Православный храм: вечность глазами молодых / под ред. В. И. Лучковой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. 112 с.

    Часовня: методические указания к выполнению курсового проекта по специальностям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» /сост. Н. М. Ерошенко, Н. П. Крадин. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. 35 с.

Поделиться