Ротное тактическое учение с боевой стрельбой. Тактическое учение - большая советская энциклопедия

Боевая подготовка частей и подразделений, по мнению специалистов Пентагона, обеспечивает поддержание войск в постоянной готовности к выполнению задач «по защите интересов » в различных районах земного шара с применением как ядерного оружия, так и обычных средств поражения На многочисленных учениях и маневрах, в которых участвуют американские войска, отрабатываются планы развязывания и ведения агрессивных воин, испытывается новая боевая техника. Раздуваемый военный психоз в первую очередь отвечает интересам наиболее реакционных кругов военно-промышленного комплекса США.

Американские военные специалисты рассматривают боевую подготовку в качестве одного из главных элементов повседневной деятельности войск в мирное время. Поэтому эффективное проведение её считается важной и ответственной функцией командиров частей и подразделений. Основное внимание в ходе боевой подготовки в соединениях армии США обращается на её тактическую сторону.

Тактическая подготовка включает:

  • обучение одиночного солдата (рис. 1) и подготовку его к действиям в составе расчёта, отделения, экипажа;
  • занятия по отработке слаженности действий подразделений;
  • полевые учения (начиная с отделения), которые считаются высшей формой тактической подготовки.
Рис. 1. Обучение гранатометанию молодого солдата армии США

В течение года в американской армии обычно проводится большое количество тактических занятий с отделением {продолжительностью до 12 ч), несколько учений (односуточные) со взводом, три-четыре (до 3 сут каждое) с ротой, два и более с батальоном.

В ходе тактических занятий и учений в зависимости от отведённого времени, кроме основных тем (наступление, оборона, отход), должны отрабатываться вопросы связи, скрытого управления, разведки, маскировки, создания фортификационных сооружений, защиты от оружия массового поражения, применения мин и фугасов, противовоздушной обороны, борьбы с воздушными десантами и партизанами, организации мер охранения, оказания первой помощи раненым, материально-технического обеспечения, тренировки по специальности и т. д.

В иностранной военной печати отмечается, что основой тактической подготовки является отработка слаженности действий мелких подразделений, главным образом роты (батареи). Батальон (дивизион) в армии США рассматривается как основная боевая единица. Считается, что боеспособность частей и соединений находится в прямой зависимости от боевой готовности этих подразделений. Поэтому свыше 30% общего учебного времени отводится на тактическую подготовку. Кроме того, мелкие подразделения выходят в подвижные лагеря, участвуют в полевых учениях и маневрах в составе бригады и дивизии. Срок пребывания в них в общий расчёт часов не включается. В результате общее время, приходящееся на тактическую подготовку, превышает 40% общего бюджета учебного времени.

Занятия и учения проводятся днем и ночью как самостоятельно (мотопехотными и бронетанковыми частями), так и совместно с другими подразделениями родов войск и авиацией. Подразделения и части выводятся в поле в полном составе со штатным вооружением. После каждого занятия рекомендуется проводить тщательный разбор, на котором отмечаются положительные стороны, а также недостатки и порядок их устранения. Особое внимание обращается на особенности современного боя, недопущение послаблений и упрощений, а также соблюдение мер безопасности.

Подготовка в составе подразделений осуществляется на:

  • тактико-строевых занятиях;
  • самостоятельных тактических учениях по различным видам боя;
  • на тактических учениях, проводимых старшим начальником с целью проверки боевой готовности подразделении.
Все занятия обычно проходят в поле и при выходе в подвижные лагеря. До этого в классах личный состав изучает требования уставов и наставлений, смотрит учебные кинофильмы.

На подготовку отделения по тактике отводится 40 ч. Первоначально (как правило, на тактико-строевых занятиях) отрабатываются отдельные элементы действий в боевых порядках, например выполнение сигналов, движение в атаку, простейшие маневры на поле боя. Затем проводятся тактические занятия по темам наступательного и оборонительного боя, ведению разведки, совершению маршей и т. д. Большое внимание уделяется действиям против диверсионно-разведывательных групп противника и партизан, вопросам защиты от оружия массового поражения, чтению карт, знакомству с боевой техникой.

В танковых подразделениях на сколачивание экипажа учебного времени не отводится. Считается, что он может быть обучен слаженным действиям на поле боя в ходе занятии по огневой подготовке при выполнении отдельных упражнений курса стрельб из танка. Учебное время (40 ч), выделенное пехотным подразделениям на подготовку отделения, в танковых экипажах используется для изучения:

  • противотанковых препятствий (обнаружение, обозначение и преодоление);
  • требований, предъявляемых к дисциплине на марше и в районах сбора по тревоге;
  • способов маскировки;
  • методов борьбы с партизанами и диверсионно-разведывательными группами противника.
Типовые программы по боевой подготовке взводов и рот включают: тактико-строевые занятия, самостоятельные тактические учения по темам видов боя и комплексные двусторонние тактические учения.

Тактико-строевые занятия проходят, как правило, на штатной материальной части. На этих занятиях отрабатываются вопросы слаженности действий в боевых порядках, управления, связи, порядка движения по пересеченной местности и другие.

Самостоятельные тактические учения со взводом и ротой проводятся в основном по трём темам: взвод (рота) в наступлении, в обороне и при отходе. В наступлении отрабатываются действия подразделений во время атаки, вопросы сочетания огня и движения, управления (рис. 2), согласования действий по рубежам и объектам, в обороне - выбор, организация и занятие оборонительной позиции, отражение атак противника; при отходе - выбор, организация и занятие промежуточных рубежей и отход на исходные позиции. Свыше 50% всех учений со взводом и с ротой проигрываются ночью и в условиях ограниченной видимости.

На тактических учениях подразделении других родов войск (артиллерийских, саперных и т. п.), кроме отработки специальных вопросов, большое внимание уделяется взаимодействию с пехотой и танками, слаженным действиям на открытой или пересеченной местности, совершению марша, обеспечению переправ, фортификационному оборудованию позиций и т. д. Планами учений для них предусматривается также обслуживание боевой техники, ведение радиационной и химической разведки, организация защиты от оружия массового поражения, оказание первой помощи и эвакуация раненых.

Для проведении тактического учения обычно назначаются руководитель учения, помощники руководителя по имитации применения оружия массового поражения и защиты от него (он же начальник штаба руководства), а также помощники по действиям «противника», тылу, технической части, связи и вооружению, посредники на каждый взвод, в том числе и действующий за «противника». Для организации связи создаются три радиосети: руководства, командира роты и подразделений, действующих за «противника».

С целью морально-психологической подготовки солдат к ведению агрессивных войн и выработки у личного состава жестокости американское командование много внимания уделяет специальному оборудованию учебных полей. На них помещаются муляжи трупов, устанавливаются подбитые танки, разбитые автоколонны, сбитые самолёты, создаются разрушенные населённые пункты, выведенные из строя мосты. В наставлениях говорится, что «учебные поля должны иметь устрашающий вид и производить соответствующее впечатление на готовящихся к войне людей».

Для проведения учения разрабатываются замысел и план его проведения, даётся общая и частная обстановка, а также действия посредников и сторон по этапам учения. Дополнительно в виде приложений составляются планы по разведке, работе посредников, материально-техническому обеспечению, а также общие указания подыгрывающей стороне и карта с графическим отображением хода учения.

Командование армии США большое значение придаёт оценке результатов подготовки мелких подразделений. Так, но окончании отработки основных тем в масштабе подразделений командир батальона или другой старший начальник проводит зачётное, как правило, двустороннее тактическое учение по комплексной теме продолжительностью до 2 сут. Батальон обычно усиливается подразделениями других родов войск. Цель проверки - определить степень готовности личного состава к выполнению боевых задач, выявить недостатки и слабые места для последующего их устранения, обобщить положительный опыт в обучении.

На учении проверяется способность роты действовать в различных видах боевых действий в сложной обстановке, умение командиров организовывать и вести разведку, обученность ведению борьбы с партизанами и диверсионно-разведывательными группами «противника», навыки командиров рот и взводов в управлении своими подразделениями при резких изменениях боевой обстановки. Кроме этих вопросов, на некоторых этапах учения может проводиться боевая стрельба, в ходе которой выявляется также и огневая выучка.

До 1976 года для оценки учений и действий подразделений выставлялись очки по определённым разделам: готовность материальной части к занятиям, действия командиров и их подразделений по этапам учения, действия приданных подразделений проверяемой роты (батальона), количество поражённых целей (если проводилась боевая стрельба) и т. д.

Американские военные специалисты неоднократно подчёркивали, что существующая методика проверки и оценки результатов тактических учений ещё довольно сложна. Внимание в ней акцептируется на проверке формы действий подразделении, а не их содержания. В целях устранения этих недостатков командование армии США в 1976 году изменило систему оценки действий личного состава и в целом подразделений на тактических учениях. В основе новой системы лежат оценки «удовлетворительно» и «неудовлетворительно».

Перед тактическим учением готовятся бланки листов оценки результатов учений роты и батальона. В бланке имеются разделы: оцениваемые действия подразделения, оценка и замечания по каждому элементу боя. В роте оцениваются действия взводов, а в батальоне - рот. Например, в роте для оценки могут быть взяты действия её подразделений при движении в атаку, действия в глубине обороны противника, отражение контратаки противника, закрепление захваченного объекта, действия ночью и другие вопросы. Оценку выводит посредник при роте по результатам действии её подразделений (взводов), указывая, сколько подразделений принимало участие в выполнении той или иной задачи, и выставляет общую оценку по результатам решения данной задачи. Так, если на каком-то этапе боя принимало участие три взвода и два из них задачу выполнили успешно, то по данному действию рота получает удовлетворительную оценку. Кроме того, по каждому элементу боя посредник в листе оценок делает свои отдельные замечания.

После выставления роте общей оценки посредник при ней. если в этом возникает необходимость, обосновывает ту или иную частную оценку и даёт рекомендации по устранению недостатков, влияющих на боевую готовность роты.

Лист оценок батальона заполняется старшим посредником. В нем оцениваются действии рот и батальона в целом. Форма листа оценок батальона в основном такая же, как и в роте, но в нем отдельно отмечаются действия батальона и конкретно каждой роты.

В листе оценок указывается количество подразделений, принимавших участие в тех или иных действиях батальона. При выставлении оценки руководствуются следующим принципом: если с задачей справилось не менее 2/3 подчинённых подразделений, то вышестоящее подразделение получает оценку «удовлетворительно».

В заключение старший посредник к листу оценок батальона прилагает мотивировку своих замечаний (оценок) и даёт необходимые рекомендации, касающиеся подготовки личного состава по предметам обучения, предусмотренным учебными программами.

В иностранной военной печати высказывается мнение, что данная система проверки повышает ответственность старших командиров за подготовку подчинённых подразделений. Одновременно отмечается, что и эта система имеет определённые недостатки, так как она содержит элементы субъективизма и поэтому нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Тактическое учение

одна из основных форм тактической подготовки (См. Тактическая подготовка) и боевого слаживания подразделений, частей и соединений всех родов войск (сил флота), обучения их командиров и штабов приёмам организации и ведения боя путём решения тактических задач на местности в условиях, наиболее приближенных к боевой действительности. В Советских Вооружённых Силах Т. у. делятся на общевойсковые (проводятся подразделениями, частями и соединениями) и тактико-специальные (инженерные, связи, тыловые и др.). Общевойсковые Т. у. от роты и выше проводятся обычно по комплексным темам, охватывающим отработку нескольких видов боевых действий. Основные цели Т. у.: совершенствование тактических знаний и практических навыков солдат и сержантов в выполнении ими различных боевых задач, а командиров, кроме того, - в организации боя и управлении подразделениями в бою. Т. у. могут быть двусторонними или односторонними; на двустороннем учении обе стороны действуют в соответствии с организацией и тактикой советской войск; на одностороннем - противник обозначается отдельными солдатами и подразделениями со средствами имитации, управляемыми мишенями и макетами применительно к тактике действий вероятного противника. Продолжительность Т. у. может быть от нескольких часов до нескольких суток. В ходе учений могут проводиться боевые стрельбы подразделений из штатного оружия и артиллерии, бомбометание авиации, пуски ракет и др.

Н. Н. Фомин.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Тактическое учение" в других словарях:

    Тактическое учение - наиболее совершенная форма практического обучения подразделений, частей и соединений всех родов войск, специальных войск и служб, их командиров и штабов ведению современного боя. Т. у. войск подразделяются на общевойсковые и специальные. По… … Краткий словарь оперативно-тактических и общевоенных терминов

    Тактическое учение с боевой стрельбой - проводится в целях повышения полевой выучки войск, проверки боевой подготовки личного состава, совершенствования слаженности подразделений (частей, соединений) и навыков командиров и штабов в управлении войсками в условиях, максимально… … Словарь военных терминов

    Лётно-тактическое учение - высшая форма лётной подготовки авиационных частей, подразделений и нх органов управления. В ходе Л. т. у. отрабатываются различные боевые задачи в условиях, приближенных к боевой обстановке; совершенствуются умение н навыки ведущих групп,… … Словарь военных терминов

Учение началось утром,когда патрульный вертолёт, обнаружил двигающуюся в лесистой местности побережья группу вооружённых людей численностью до пятидесяти человек. На опознавательные сигналы группа не отвечала и постаралась скрыться от воздушных наблюдателей в складках сильно пересечённой местности.

Об обнаружении неизвестных было немедленно доложено в штаб прикрывающего этот участок побережья десантно-штурмового батальона гвардии подполковника Александра Баранова. Проанализировав возможные варианты действий незаконного вооружённого формирования, офицер сделал вывод, что целью условного противника является важный радиотехнический объект, расположенный на небольшом удалении от побережья в районе условного посёлка. Оборона объекта была тут же усилена. А для уничтожения диверсантов батальон был поднят по тревоге.

Замысел комбата был прост. Две десантно-штурмовые роты с двух сторон отсекают террористов от путей отхода вглубь прибрежной территории и принуждают двигаться в нужном направлении. В конечном итоге противник должен был наткнуться на третью десантно-штурмовую роту, которая перекрывала путь в районе населённого пункта. На неё возлагалась главная задача: остановить незаконное вооружённое формирование, связать его боем и не допустить прорыва к посёлку, где находился охраняемый объект.

Ротой, которая должна была замкнуть окружение, командовал гвардии старший лейтенант Дмитрий Шабанов. В её составе были как опытные бойцы, уже не раз принимавшие участие в подобных учениях, так и те, которые только набирали опыт. Учитывая быстроту передвижения условного противника, гвардии подполковник А.Баранов принял решение доставить роту Д.Шабанова на исходный рубеж, высадив морпехов с вертолётов. Такое решение было продиктовано ещё и соображениями военной хитрости.

Дело в том, что лесистый участок побережья часто заканчивается ровным песчаным пространством, поросшим редким кустарником. Вытеснить условного противника на открытое место означало его гарантированное уничтожение.

Выслушав комбата, заместитель командира бригады морской пехоты гвардии подполковник Игорь Калмыков, который руководил учениями, внёс некоторые поправки и одобрил его тактический замысел.

Вертолётный десант - элемент боевой подготовки, который в морской пехоте отрабатывается с особой тщательностью. Для этого всегда отбирались наиболее подготовленные гвардейцы. Вот почему высадка прошла точно и без задержек.


Группы высаживались в заданных местах и тут же занимали оборону, обеспечивая огневым прикрытием высадку товарищей. Но до намеченного рубежа обороны оставалось ещё более километра.

Здесь сказалась боевая выучка, которой в десантно-штурмовом батальоне издавна уделялось самое пристальное внимание. Гвардейцы передвигались по открытой местности короткими перебежками, используя для укрытия любые подходящие складки местности. Издали это казалось удивительным. Вот первые номера устремляются вперёд, пробегают метров пятьдесят и исчезают. Затем за ними устремляются вторые номера боевого расчёта. Только вблизи можно было оценить умение «чёрных беретов» маскироваться на местности. В этом элементе боевой учёбы заметно преуспел гвардии младший сержант Евгений Вербицкий, который сумел даже узкую траншею длиной не более метра превратить в надёжную огневую точку.


Командир роты гвардии старший лейтенант Д.Шабанов занял место на своём командном пункте, откуда в дальнейшем руководил учебным боем. Пока бойцы занимали оборону, ротный поставил командирам взводов боевую задачу и стал ожидать команд боевого управления от руководителей учения. Рота притаилась в ожидании появления условного противника.

Первые сообщения об огневом контакте с диверсантами поступили примерно через час. Рота ничем не выдавала своего присутствия на позиции. Даже личные мобильные телефоны остались в казармах. Вскоре вертолёты нанесли ракетный удар по условному противнику, заставляя его ускоренно двигаться в нужном направлении.

Учебный бой начался далеко за полдень. Рота обрушила на условного противника лавину огня и перешла в наступление с заданного рубежа. Взятый в огневое кольцо десантно-штурмовых рот противник оборонялся недолго. Боевые стрельбы, сопутствующие ротному тактическому учению, показали, что у бойцов десантно-штурмового батальона результативность всегда снайперская. И рука набита, и глаз намётан.

В итоге учебный бой у посёлка, где центральную роль сыграли подчинённые гвардии старшего лейтенанта Д.Шабанова, выявил не только возрастающее мастерство профессиональных военных, но и направления его дальнейшего совершенствования. Недаром в десантно-штурмовом батальоне бытует поговорка, которую постоянно напоминает своим подчинённым гвардии подполковник А.Баранов: «Сохраняйте боевое совершенство, и совершенство сохранит вас».

Юрий Шевченко, «Страж Балтики»

Тактическая подготовка - одна из основ деятельности военнослужащих. Она наиболее полно обеспечивает их комплексное обучение умелым и слаженным действиям на поле боя в условиях, максимально приближенных к боевым.

Основные задачи обучения по тактической подготовке таковы:

ф изучение основ общевойскового боя и требований боевых уставов по действиям подразделений во всех видах боя;

ф приобретение навыков в применении индивидуального и группового оружия и боевой техники в сложных условиях боевой обстановки;

ф выработка умения приводить себя в полную боевую готовность и умело действовать по предназначению, вести бой в сложной и резко меняющейся обстановке, переходя от одного вида боя к другому, в условиях применения обычного, в том числе высокоточного и ядерного оружия;

ф совершенствование навыков и умений командиров в организации и обеспечении боевых действий, а также в непрерывном управлении подразделениями и огнем в бою;

ф формирование у личного состава высоких морально-боевых, психологических и физических качеств, сознательной воинской дисциплины.

278 Военная педагогика

В тактической подготовке для успешного решения перечисленных задач используются различные виды занятий: лекции, семинары, самостоятельная подготовка, тактико-строевые занятия, тактические занятия, боевые стрельбы, тактические учения.

Порядок подготовки и проведения лекций, семинаров, самостоятельной подготовки не имеют существенных отличий от изложенных выше. Поэтому рассмотрим виды занятий, относящиеся непосредственно к тактической подготовке.

Тактико-строевое занятие - первая и необходимая ступень слажи-вания подразделений. Сущность его состоит в том, что с личным составом и подразделениями отрабатываются тактические и строевые приемы, способы действий в различных видах боя: сначала по элементам в медленном темпе, затем в целом в пределах установленного нормативами времени. При неудовлетворительной отработке того или иного приема (способа действия) проводятся повторные тренировки до получения положительного результата. При этом процесс слаживания подразделений не должен быть «натаскиванием». Здесь совершенно противопоказаны шаблон, механическое применение освоенных приемов при действиях в новой обстановке и на новой местности.

Основной метод обучения на тактико-строевых занятиях - упражнение (тренировка). Могут применяться также объяснение, показ, демонстрация. Так, на тактико-строевых занятиях с отделением (расчетом) и взводом обучение проводится путем показа с пояснением и последующей тренировкой солдат и подразделений в целом для их слаживания; на тактико-строевых занятиях роты (батареи) и батальона (дивизиона), как правило, методом последовательных тренировок подразделений.

Количество тактико-строевых занятий для каждого подразделения, их продолжительность и тематика определяются программами боевой подготовки.

Количество и объем учебных вопросов на каждом занятии зависят от темы, учебных целей, степени подготовки личного состава и времени, отводимого на занятие. Обычно на одном занятии продолжительностью 4-6 часов отрабатываются 2-3 учебных вопроса.

Тактическая обстановка на тактико-строевых занятиях создается для отработки каждого учебного вопроса отдельно и не связывается единым замыслом. Тактико-строевые занятия проводятся на местности с выводом боевой техники и вооружения. Отдельные вопросы могут отрабатываться в пешем строю («пеший по-машинному»). Для более эффективного использования моторесурсов и времени целесообразно проводить занятия по замкнутому кругу, а иногда сокращать расстояния между элементами боевого порядка.

3. Военная дидактика (теория обучения военнослужащих) 279

Тактико-строевые занятия организуют и проводят непосредственные командиры (со взводом - командир взвода, с ротой (батареей) - командир роты (батареи) и т. д.), а показные и совместные с подразделениями других родов войск - старшие начальники.

Тактическое занятие - основная форма слаживания отделения (расчета), взвода. Сущность его заключается в том, что все учебные вопросы отрабатываются в полном объеме, в комплексе и строгой последовательности, соответствующей развитию боя, в единой тактической обстановке. При необходимости в целях устранения ошибок, допущенных в ходе тактических занятий, отдельные приемы и действия могут отрабатываться так же, как и на тактико-строевых занятиях, т. е. делаются короткие перерывы (выключения из обстановки).

В ходе тактических занятий командиры получают практические навыки в управлении подразделениями и углубляют знания по организации боя.

Основной метод обучения на тактических занятиях - практическая работа. Для проведения тактического занятия подразделения выводятся с положенным вооружением и техникой.

Занятие с расчетом (отделением) организует и проводит командир взвода, со взводом - командир роты (батареи).

Продолжительность тактического занятия определяется программой боевой подготовки и может составлять 3-6 часов с расчетом и 6-8 часов со взводом.

Боевая стрельба в составе отделения, взвода - высшая форма их тактической выучки. При этом условия проведения занятия должны быть максимально приближены к боевым. Главная задача здесь - вобу-чении личного состава подразделений правильным тактическим действиям и выработке у командиров знаний и умений правильного применения оружия в бою и управления действиями и огнем своих подразделений.

В ходе боевых стрельб личный состав обучается не только ведению огня из штатного оружия, но и сочетанию на практике огня и маневра, осуществлению огневого прикрытия по принципу: солдат прикрывает солдата, отделение - отделение.

Таким образом, личный состав в ходе боевых стрельб вырабатывает навыки, обеспечивающие формирование условий достижения успеха в бою.

Руководитель занятия обучает подчиненных ведению огня на максимальные дальности, по малоразмерным и хорошо замаскированным целям. Обучающиеся командиры взводов вырабатывают и совершенствуют умения управлять не только действиями и огнем подчиненных, но и приданных огневых средств.

С пулеметными, гранатометными и противотанковыми отделениями и взводами самостоятельные боевые стрельбы не проводятся. Они привле

280 Военная педагогика

каются на боевые стрельбы и тактические учения с боевой стрельбой с мотострелковыми подразделениями.

С артиллерийскими подразделениями перед тактическими учениями проводится проверочное занятие на допуск к боевой стрельбе.

Это занятие - необходимый шаг для принятия решения на допуск подразделения к тактическим учениям с боевой стрельбой. оно предназначено для проверки готовности к тактическому учению. основной метод обучения - практическая работа.

тема занятия должна быть близкой к теме предстоящего учения. Занятие не предполагает боевой стрельбы. Для его проведения создается комиссия. Проводит его один из заместителей командира, руководителя учения. Все должностные лица в комиссии назначаются из состава руководства учения, посредников и контрольной группы. По результатам проверочного занятия разрабатывается акт на допуск подразделения к тактическому учению с боевой стрельбой. Продолжительность его устанавливает руководитель учения (не более суток).

Тактическое, тактико-специальное учение - высшая и наиболее эффективная форма тактической подготовки частей и подразделений, важнейшее средство повышения их боевой готовности, подготовки к боевым действиям в современном бою. Их основная цель - совершенствование боевого слаживания и полевой выучки войск для умелых и решительных действий при выполнении задач по поражению противника в различных видах боя, проверки боевой готовности.

Сущность тактических учений заключается в том, что в их ходе командиры, штабы и войска продолжительное время практически выполняют свои задачи в общей, непрерывно развивающейся тактической обстановке, по единому замыслу, на разной местности, на большую ее глубину (дальность), непрерывно днем и ночью и в любое время года. Основной метод обучения на тактических учениях - практическая работа обучаемых по выполнению своих функциональных обязанностей. Кроме того, могут применяться объяснение и показ (демонстрация).

Учения проводятся по комплексным темам, предусматривающим отработку боевых задач в нескольких видах общевойскового боя (оборона или наступление). В содержание темы могут включаться также вопросы встречного боя, передвижения подразделений, расположения на месте, отхода и выхода из боя, ведения боя в окружении.

При этом командиры подразделений учатся сами и одновременно обучают подчиненных. Подразделения готовятся к ведению боевых действий в различных условиях, практикуются в умелом использовании вооружения и техники на поле боя. Кроме того, в ходе тактических учений у них формируются высокие морально-боевые и психологические качества, чувство войскового товарищества, повышается физи

3. Военная дидактика (теория обучения военнослужащих) 281

ческая выносливость; совершенствуются приемы и способы ведения общевойскового боя; проверяются проекты уставов, наставлений и руководств, новых теоретических положений тактики артиллерийских подразделений; вырабатываются способы боевого применения новых образцов вооружения и техники.

на учение подразделения выводятся в полном составе со штатным вооружением и необходимым количеством боевой техники, обеспечивающим качественную отработку учебных вопросов, и обязательно с подразделениями и средствами усиления и поддержки.

С подразделениями сокращенного состава кадров учения проводятся только в период их развертывания (учебного сбора), при укомплектованности не менее 50%.

С подразделениями связи, специальных войск, тыла проводятся тактико-специальные учения.

Плановые учения организуются и проводятся в соответствии с планом боевой подготовки: с ротой (батареей) - командиром батальона (дивизиона), с батальоном (дивизионом) - командиром полка, что в полной мере отвечает требованию, чтобы каждый начальник учил подчиненных.

темы тактических учений для рот (батарей) определяет командир части, для батальона (дивизиона) - командир соединения.

В год планируется проведение следующего количества тактических учений: ротных (батарейных) - два, в том числе одно с боевой стрельбой; батальонных (дивизионных) - два, в том числе одно с боевой стрельбой.

Динамика боевых действий в ночных условиях должна составлять 30% от общего времени.

Продолжительность учения определяется программами боевой подготовки.

Поделиться