Изготовление рамок с помощью рубанков рожнова. Рубанок ручной для изготовления профильных изделий из древесины

УДИВИТЕЛЬНЫЕ РУБАНКИ

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер - отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ - показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: "А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее". Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево - самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился - в деревянную зыбку кладут, умер - в деревянном гробу хоронят. При жизни человека - кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове "здравствуй", кстати, корень "драв" (от "древ"). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали "характер" деревянной заготовки: оно - дерево - как человек, не любит, когда против "шерсти". Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на "красно", то есть на яркость, на "свет". За это мастера и получили звание "краснодеревщиков".

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины - все это, естественно, для изделия из дерева, как и для "яркого" человека, недостатки. Уберем их - получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка - тонкая яркая спираль. Спираль - это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит "туман" на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы ПОИМЕЛИ (покорили), но ОНО НАМ НЕ ОТДАЛОСЬ (служить по-настоящему заставить не смогли). В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.
ГОСПОДА, СПЕЦИАЛИСТЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОВТОРИТЬ РАБОТУ СТАРЫХ МАСТЕРОВ - ТО ИМЕЙТЕ ДЕЛО С ИСКУССТВЕННЫМИ МАТЕРИАЛАМИ: ПЛАСТМАССАМИ ДСП МДФ,

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия - нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на "красно" рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о "красном" строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

Н. РОЖНОВ, майор запаса, инженер-строитель, столяр.

В редакцию пришел Мастер и прямо у нас на глазах несколькими плавными проходами рубанка превратил деревянную рейку в фигурную рамочку для картины. Поверхность ее не только не требовала дальнейшей обработки, она открывала естественную красоту внутренней структуры дерева. А потом Мастер - отставник военный, инженер Николай Иванович РОЖНОВ - показал, в чем секрет. Он заключается в конструкции инструментов семейства оригинальных рубанков с фигурными ножами. Впрочем, дальше пусть рассказывает сам автор изобретения.

Николай Иванович Рожнов в своей мастерской.

Профиль рабочей части рубанков - подошвы и ножей - позволяет получить готовое изделие всего за несколько проходов.

Такая стружка выходит только из-под ножа рубанка.

Берусь утверждать, что из сегодняшних мастеров, работающих с деревом, мало кто сможет перечислить большинство названий и назначение разных видов ручных рубанков: шерхебель, рубанок, фуганок, фальцгобель, зензубель, цинубель, шпунтгобель, грунтгобель, фигарей, медведка, уторник, горбач, калевка. А если учесть, что каждый из этих рубанков имеет свои подвиды, то задача усложняется еще больше.

Когда я задаю вопрос специалистам, работающим в этой области, почему они не строгают ручным инструментом, ответ таков: "А зачем, когда всю самую сложную обработку дерева можно выполнить на станках и электрическими рубанками, это намного быстрее и качественнее". Да, количество есть, а по поводу качества постараюсь доказать обратное.

Начнем по порядку.

Дерево - самый близкий к человеку живой природный материал. Сопровождает нас от рождения до смерти. Родился - в деревянную зыбку кладут, умер - в деревянном гробу хоронят. При жизни человека - кругом дерево: дом, постройки, мебель, дрова и т.д. Каждый день человек десятки раз упоминает дерево, порой даже не замечая этого. В слове "здравствуй", кстати, корень "драв" (от "древ"). И все мы родом вышли из деревни.

Старые мастера верили, что у дерева есть душа. Прежде чем снять стружку, они внимательно изучали "характер" деревянной заготовки: оно - дерево - как человек, не любит, когда против "шерсти". Увидеть, раскрыть душу (рисунок, текстуру) дерева можно только с помощью ручных рубанков. Чем тоньше стружка, тем полнее, богаче рисунок. Это называлось обработать, я бы даже сказал, огранить дерево на "красно", то есть на яркость, на "свет". За это мастера и получили звание "краснодеревщиков".

Присмотритесь к антикварной мебели: за прошедшие столетия она стала еще ярче, богаче, теплее рисунком, потому что тот краснодеревщик дал дереву вторую жизнь, раскрыл энергию света, накопленную деревом за десятки, сотни лет, пока оно росло, и этот процесс (принятия и отражения света) будет сохраняться, пока существуют объекты источников света. Сучки, задиры, раковины - все это, естественно, для изделия из дерева, как и для "яркого" человека, недостатки. Уберем их - получим хорошую форму без содержания.

Весь секрет в стружке. Стружка рубанка - тонкая яркая спираль. Спираль - это ведь тоже гармония природной формы. ДНК человека построена по спирали, растения по той же линии растут, и жизнь развивается по спирали.

Станки, даже самые совершенные по технологии, не делают той самой стружки, спирали. Они просто сдирают поверхностный слой. Последующая шлифовка наждачными шкурками устраняет следы (гребни) от ножей, но при этом еще более усугубляет положение, так как наводит "туман" на еще не яркую обработку. Получается, что станками дерево мы покорили, но служить по-настоящему заставить не смогли. В этом деле всему свое место: станки помогают на подготовительных этапах работы, дают нам хороший полуфабрикат, а вот окончательный штрих оставьте человеку с рубанком в руках.

Хотите работать с деревом, тогда потрудитесь, отдайте ему должное. Нераскрытая энергия - нереализованная энергия, и все изделия из дерева в этом случае мертворожденные.

Желаете со мной поспорить? Я готов. Учтите, свои рассуждения я подтверждаю конкретной практической работой, строгаю на "красно" рубанками с профильными ножами (калевками), которые:

Не требуют регулировки и наладки перед началом и в процессе работы;

При соблюдении правил эксплуатации заточка ножа практически не нужна;

Для рабочей части (подошвы) имеется съемный футляр, предохраняющий ножи.

На данный рубанок я получил патент на изобретение.

Свое слово о "красном" строгании я, как смог, сказал. Слово за вами, краснодеревщики, если вы еще есть.

вать настройку, нашла у мастера логичный выход - сделать футляр для инструмента с профильной нижней частью. Вроде бы, что может быть проще? Но ведь никто раньше не додумался...

7. Передняя часть колодки у рубанка Рожнова немного закруглена, несмотря на расхожие советы делать строго плоскую подошву. Однако такая доработка облегчает ход инструмента.

Все эти изменения конструкции рубанка, сами по себе небольшие, тем не менее послужили основанием для выдачи Николаю Ивановичу Рожнову 20 мая 2002 года патента номер 2182535 на «Рубанок для изготовления профильных изделий из древесины».

Изготовление рубанка

Сделать профильный рубанок Рожнова не так уж и сложно. Заготовками послужат отрезок бруска граба или бука и готовый нож из инструментальной стали (либо просто полоса закаленной стали).

Для разметки колодок рубанков Николай Иванович советует сделать шаблон (3) из оргстекла - так легче создавать рубанки под разные профили. В его мастерской более 40 рубанков с разным профилем. Если вы не планируете делать несколько рубанков, можно обойтись и разметкой угольником. Прямоугольный брусок длиной 250- 270 мм, толщиной 30-40 мм и шириной 85-90 мм нужно острогать, а затем разметить положение клина и летка. Примерные пропорции видны на фото.

Дальше необходимо сделать из перового сверла шириной 35 мм треугольное сверло для просверливания отверстия летка или прорезать леток стамесками, ручным лобзиком или ленточной пилой - у кого что есть. Вид сверла понятен из фото, ширина по верхнему краю 35 мм, по нижнему - 25 мм, длина рабочей части 35 мм. Канавки на гранях служат стружколомами и не совпадают на разных кромках. Их назначение - дробление стружки при сверлении, отчего процесс становится более плавным.

Следующий шаг - создать приспособление для крепления заготовки на столе сверлильного станка под углом 45 и 75° (можно наклонить стол, а заготовку зажать в станочные тиски, привернутые к столу станка). Сверлим два 8-миллиметровых отверстия, дерево между ними выбираем стамесками - получаем отверстие под клин.

Сторону отверстия, к которой будет прилегать хвостовик ножа, обрабатываем стамеской для получения нужного угла наклона, примерно 10-15°. Изготавливаем из обрезка дерева зажимной клин. Пропиливаем тонкой ножовкой щель летка, чтобы она была на продолжении задней плоскости отверстия под клин.

Теперь наступает самая сложная часть процесса. Необходимо сделать из металла или пластика шаблон будущего профиля, а затем стамесками, напильниками, циркуляркой и фальцгобелем с дополнительными ограничителями придать подошве рубанка нужный профиль. Это долгие и кропотливые процедуры.

Дальше ставим заготовку ножа в рубанок и, глядя вдоль подошвы, очерчиваем на металле контур режущей кромки. На чем и как делать профильный нож, останавливаться не будем - это отдельная проблема, широко описанная в литературе по столярке.

Самое главное - при заточке не допустить перегрева и отпуска ножа. Лучше проверять температуру на ощупь пальцем, охлаждая нож в воде.

Николай Иванович и тут придумал приспособление - на электроточило установил лист фанеры, чтобы он подходил к диску под нужным углом. На вал точила вместо точильного камня установил (при помощи переходных втулок) диск от УШМ для резки металла (5). Скорость вращения точила более чем вдвое меньше, чем рекомендованная для диска, поэтому нагрев заготовки незначительный, сталь не отпускается, искр практически нет. Прижимая заготовку ножа к фанерному подручнику, не так уж сложно изготовить профильный нож под профиль подошвы рубанка или по шаблону.

Поделиться