Какое чудо свершилось после смерти александра невского. Рязанское юго-восточное благочиние рязанской епархии русской православной церкви

Одной из студенческих групп Санкт-Петербургского государственного университета предстояло сдавать экзамен по истории Древней Руси своему куратору. Профессор Николай Петрович Орлов предложил вместо одной из консультаций посетить Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру.

Белая ночь июня как будто обошла кругом несказанную красу Северной Пальмиры и жемчужин-пригородов. Словно заключительный аккорд этой безмолвной симфонии, ворвался в олимпийское спокойствие зодчества молниеносный гром. Дружные капли срочного дождя с восхитительной лёгкостью смыли пыльное наследие былого дня. Посветлели тучи. Скромно расступились замысловатые облака. Настойчивое светило прозрело в мановение ока и широким жестом бросило первые ласковые лучи на дивный город Петра Великого. Линейка Невского проспекта от Адмиралтейского трезубца главных улиц до Лавры очаровала свежий день.

Обаятельная блондинка подарила собравшимся увлекательную экскурсию, которую незаметно запечатлели плееры в режиме звукозаписи, а также куда более громоздкие диктофоны. Словно живая, предстала в лицах героическая жизнь наших славных предков. Даже не верилось, что это «дела давно минувших дней». И, конечно, в фокусе художественного повествования был легендарный Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский. Полгода назад он выиграл массовое голосование «Имя Россия» и вполне может быть назван её символом.

Дмитрий Александров сразу передал свой включённый плеер Петру Иванову, товарищу по группе, а сам так и не отошёл от святых мощей. Напряжённые мышцы сосредоточенного лица выражали необыкновенное усилие. Что-то быстро записывал в блокноте на старославянском языке. Не обращал никакого внимания на любопытные взгляды многочисленных посторонних посетителей.

Экскурсия давно завершилась. Студенты разошлись. Пётр вернул другу записывающее устройство, а Дмитрий даже забыл его выключить. Недоуменные вопросы явно обиженного Петра так и остались риторическими. Тот ушёл безмолвно, по-английски. Пометки в блокноте завершились после обеда. Только теперь их автор включил воспроизведение и прослушал начало. Присел на стул, раздумывая, не двинуться ли самому по предполагаемому маршруту экскурсии. Но вскоре подошла уже знакомая блондинка вместе со слушателями, которые сразу окружили её. Неведомая сила заставила студента забыть о голоде и присоединиться к ним. Но рассказ как бы отскакивал от ушей. Пришлось вновь включить звукозапись. Добросовестный плеер принял слуховую нагрузку на себя. А вот глаза неустанно вбирали море попутных впечатлений…

Лишь вечером дома удалось совместить обед с ужином. Дмитрий нашёл в Интернете старый фильм «Александр Невский». Прослушал и просмотрел все записи. Почувствовал, что полностью погрузился в далёкую незабываемую эпоху. Неудивительно, что тут же именно она и приснилась в лицах…

А утром улыбнулась редкая удача. На экзамене довелось вытащить единственный желанный билет, главное в котором так или иначе относилось к эпохе и делам Александра Невского, а также их историческому значению. Подготовка к ответу показалась ненужной. А профессор высоко ценил подобную оперативность и радостно пригласил Дмитрия. Александров кратко назвал общеизвестные события удивительно насыщенных судьбоносных лет Древней Руси. А обсуждение получилось чуть позже, когда речь зашла о критике известных теневых сторон, которые встречались, конечно же, и у Святого Князя. Тот подавлял довольно многочисленные восстания подданных, благосклонно принимал папских послов, ездил (однажды, возможно, с жалобой на своего брата Андрея) в Большую Орду и Каракорум. Профессор по обыкновению решил обострить диалог:
– Разве не свидетельствует подавление восстаний о жестокости Александра Невского?
– Постоянно военное время. Татаро-монгольское нашествие. Начало ига. Почти беспрерывные набеги со стороны немецких рыцарей, шведов, финнов, норвежцев. Требовалось во что бы то ни стало единой волей сплотить разрозненные удельные княжества и собрать все силы в кулак. Вопрос стоял о жизни или смерти народа. Во имя сохранения целого приходилось жертвовать частью (теми, кто на деле мешал спасать Русь). Другого пути просто не существовало. А если ситуация позволяла, то князь проявлял мягкость к подданным. Например, осенью 1262 года не вмешивался в ход народных восстаний против татарских баскаков, которых прислал хан Хубилай. Так было во Владимире, в Суздале, Ростове, Ярославле, Костроме и Великом Устюге.

– А благосклонный приём папских послов – разве не предательство православной веры?
– Конечно же, нет. Дипломатия. Межконфессиональное общение – нормальное явление. Существенно добавить: князь вначале полагал, что Римский Папа обуздает западных агрессоров, и лишь позже узнал, что тот благословлял их нашествия. Кроме того, была надежда на помощь против монголо-татар. Но затем выяснились три важных обстоятельства:
1. Монголо-татары были тогда настолько сильны, что путь войны даже с реально возможной помощью потенциальных союзников не сулил успеха.
2. Монголо-татары довольствовались данью и вассальным положением Руси, не захватывая её, да и не мешая её народу сохранять свою национальную и религиозную идентичность.
3. Крестоносцы были захватчиками, к тому же стремились обратить население в католическую веру.

– Не предавал ли князь Русь поездками в Большую Орду и Каракорум и своего брата Андрея своей жалобой там на него?
– Александр увидел тогдашнюю мощь монголо-татар и последовательно умиротворял их. Выигрывал драгоценное время, спасал народ и давал ему возможность объединиться и собраться с силами на решительный бой. Понимал, что сам до него не доживёт, и рассчитывал на потомков. В последней поездке буквально отмолил Русь от монголо-татарского набора рекрутов. О жалобе на брата Андрея летописи молчат, лишь Татищев высказал одинокую гипотезу. Скорее, был плановый поход монголо-татар против непокорного княжества, о неподчинении которого они знали задолго до соответствующей поездки Александра.

– Но, может, дела столь «давно минувших дней» стали достоянием былого и не имеют практического значения?
– Именно эти уроки истории на редкость поучительны, удивительно современны и, не исключено, простираются и в грядущее. Западные иноверцы многократно пытались захватить русскую землю. Если ограничиться последними веками, то это нашествия шведов в 18-м, Наполеона в 19-м, кайзеровской и гитлеровской Германии в 20-м. Последнее – в точности через 700 лет, если учесть многократность давних набегов и его длительность. Есть и географические совпадения типа длительной оккупации Пскова. Что касается нападений с востока, то можно вспомнить тоже через 700 лет Хасан и Халхин-Гол. Будущее, конечно, туманно. Однако более чем наивно всерьёз надеяться на то, что история захватов завершилась. Нужно хранить единство народа как зеницу ока, наращивать силу и, опираясь на неё, проводить умелую внутреннюю и внешнюю политику. В этом и в сражениях бессмертный опыт Александра Невского бесценен. Не случайно орден его имени, – насколько знаю, единственный совпадающий по сути названия в Российской империи, СССР и Российской Федерации.

– Отлично! И такие ответы – экспромтом, без подготовки к ним! Правда, мне кажется, Дима, что ты в своих знаниях выходишь за пределы летописей, известных мне публикаций и моих лекций, но чего-то явно не договариваешь…
– Вы правы, Николай Петрович. Однако не решаюсь. Опасаюсь, что Вы мне не поверите, просто посмеётесь и сделаете меня «притчей во языцех».
– Ну, что ты, Дима! Да разве я стану так обращаться с моим лучшим студентом? К тому же, как смею надеяться, между нами сложились особые, искренние, доверительные отношения.
– Верю Вам, Николай Петрович! Только, если можно, пообещайте, что сами без моего ведома никому больше не расскажете об этом!
– Конечно, Дима, соглашаюсь! Ты меня так заинтриговал…
– Всё равно язык почему-то не поворачивается. Однако не зря же Вы взяли на себя обязательство хранить тайну! Вижу выход. Попробуйте взглянуть на содержимое этого блокнота.

Профессор настолько углубился в записи, что забыл об экзамене. Быстро пробежал их глазами и уверенно заявил:
– Это слова самого Александра Невского! И мысли, и лексика, и язык. Для верности хочу отдать на экспертизу в Институт русской литературы Российской академии наук (Пушкинский дом). Чей почерк?
– Мой.
– Тогда, как и обещал, не будем тебя выдавать. Вот тебе мой ноутбук. Садись за последний стол у окна, набери весь этот старославянский текст и сохрани его в папке «Летописи» под названием «Александр Невский». Вправе же я как экзаменатор дать тебе дополнительное задание!

Профессор отложил в сторону раскрытую зачётную книжку Дмитрия Александрова и решил пока воздержаться от очевидной оценки, чтобы не вызывать подозрений со стороны остальных студентов. Он опросил их всех поочерёдно, выставил отметки, вышел в коридор, поздравил с успешной сдачей, пожелал дальнейших успехов в сессии, а также счастливого пути домой. Вопрос о Диме был на устах у каждого из них, но никто не решился. Конечно, все заметили, что в Лавре он был с ними недолго. А Пётр так и не выдал друга…

Тем временем Дмитрий завершил работу. Вернул профессору ноутбук с сохранённым файлом. Получил законную оценку «отлично». Оба в приподнятом настроении разошлись по домам. Студент радовался и ей, и тому, что удалось сохранить тайну происхождения записей в блокноте и при этом сделать их достоянием научной общественности. А Николай Петрович предвкушал, как неторопливо будет читать бесценный текст, наслаждаясь подлинной речью легендарного князя. Оба с редким чувством тревожной надежды ожидали того, как именно отнесутся к подобной новости в Институте русской литературы.

Профессор провёл бессонную ночь за увлекательнейшим занятием. Окончательно убедился, что такое выдумать нельзя. Утром позвонил директору института и рассказал о дивной находке. Тот попросил немедленно отправить её электронной почтой. Через пару недель экспертиза полностью подтвердила мнение Николая Петровича. Он тут же радостно сообщил об этом ректору университета и Дмитрию. Все они вчетвером встретились в кабинете директора, и студент сам решился раскрыть страшную тайну. Речь князя оформили как устное предание, которое записал Александров. Договорились о его докладах на заседаниях учёных советов обоих учреждений. Отметили, что известны чудеса Александра Невского и передача мыслей Михаила Афанасьевича Булгакова через его последнюю жену Елену Сергеевну. Решили установить Дмитрию стипендию имени Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского.

По окончании университета с красным дипломом Александров получил направление на должность младшего научного сотрудника Института русской литературы. По совместительству назначен ассистентом кафедры древнерусской литературы Санкт-Петербургского государственного университета. После успешной сдачи вступительных экзаменов зачислен аспирантом этой кафедры. Через три года под руководством Николая Петровича защитил кандидатскую диссертацию, ещё через пять – докторскую. Вскоре стал профессором кафедры и главным научным сотрудником института.

Однако оставалось непонятным, почему именно Дмитрий услышал речь Александра Невского. В итоге многолетних поисков удалось выяснить, что Александров – прямой потомок Святого Благоверного Великого Князя. Он узнал от великого предка ещё очень много дотоле неведомого и впоследствии создал и возглавил Институт Александра Невского Российской академии наук. Рядом со Свято-Троицкой Александро-Невской Лаврой…

Церковное почитание святого князя началось сразу же после его смерти. При погребении случилось чудо: когда тело князя было положено в гробницу и митрополит Кирилл, по обычаю, хотел вложить в его руку духовную грамоту, люди увидели, как князь, «будто живой, простер руку свою и принял грамоту из руки митрополита… Так прославил Бог угодника своего».

Спустя несколько десятилетий после кончины князя было составлено его Житие, которое впоследствии неоднократно переделывали, перерабатывали и дополняли. Официальная же канонизация князя Русской Церковью состоялась в 1547 году, при царе Иване Грозном. Тогда были причтены к лику святых многие новые русские чудотворцы. Церковь в равной мере прославляет и воинские доблести князя, «николиже во бранех побеждаема, всегда же побеждающа», и его подвиг кротости, терпения «паче мужества» и «непобедимого смирения».

Посмертная биография князя ощущается во многих событиях жизни страны.

Первое обретение его мощей совершилось в год великой Куликовской победы, которую одержал правнук Александра Невского, великий московский князь Дмитрий Донской в 1380 году.

В чудесных видениях князь Александр Ярославич предстает в 1572 году, когда войска князя Михаила Ивановича Воротынского разбили крымского хана Девлет-Гирея всего в 45 километрах от Москвы.

Образ Александра Невского видят над Владимиром в 1491 году, спустя год после окончательного свержения ордынского ига.

В 1552 году, во время похода на Казань, приведшего к покорению Казанского ханства, царь Иван Грозный совершает молебен у гроба Александра Невского, и во время этого молебна происходит чудо, расцененное всеми как знамение грядущей победы. Мощи святого князя, пребывавшие до 1723 года во Владимирском Рождественском монастыре, источали многочисленные чудеса, сведения о которых тщательно записывались монастырскими властями.

Новая страница в почитании святого и благоверного великого князя Александра Невского началась в XVIII веке, при императоре Петре Великом . Победитель шведов и основатель Санкт-Петербурга, ставшего для России «окном в Европу», Петр увидел в князе Александре своего непосредственного предшественника в борьбе со шведским господством на Балтийском море и поспешил передать под его небесное покровительство основанный им на берегах Невы город.

Еще в 1710 году Петр повелел включить в отпусты при богослужении имя святого Александра Невского как молитвенного предстателя за «Невскую страну». В том же году он лично выбрал место для построения монастыря во имя Святой Троицы и Святого Александра Невского - будущей Александро-Невской лавры. Петр желал перенести сюда из Владимира мощи святого князя. Войны со шведами и турками замедлили исполнение этого желания, и только в 1723 году приступили к его исполнению.

11 августа со всей подобающей торжественностью святые мощи вынесли из Рождественского монастыря; процессия направилась к Москве, а затем к Санкт-Петербургу; повсюду ее сопровождали молебны и толпы верующих. По замыслу Петра в новую столицу России святые мощи предполагалось внести 30 августа - в день заключения со шведами Ништадтского мира (1721 год). Однако дальность пути не дала осуществить этот план, и мощи прибыли в Шлиссельбург только 1 октября. По распоряжению императора они были оставлены в шлиссельбургской церкви Благовещения, а перенесение их в Санкт-Петербург отложено до следующего года.

Встреча святыни в Санкт-Петербурге 30 августа 1724 года отличалась особой торжественностью. По преданию, на последнем отрезке пути (от устья Ижоры до Александро-Невского монастыря) Петр лично правил галерой с драгоценным грузом, а за веслами находились его ближайшие сподвижники, первые сановники государства. Тогда же было установлено ежегодное празднование памяти святого князя в день перенесение мощей 30 августа.

Ныне Церковь празднует память святого и благоверного великого князя Александра Невского два раза в году: 23 ноября (6 декабря по новому стилю) и 30 августа (12 сентября).

Святой благоверный князь Александр Невский и после своей смерти, как и при жизни, остался неутомимым защитником державы Российской; в самые тяжкие годины испытания, которым, по воле Провидения, подвергалась наша родина, – великий ратоборец земли Русской милостиво брал ее присно под свой небесный покров, незримо помогая православному русскому воинству в борьбе с нечестивыми врагами.

Сто семнадцать лет спустя, после смерти благоверного князя Александра, в княжение правнука его, великого князя Димитрия, Руси угрожало такое же разорение от безбожных татар, какое постигло ее, по попущению Божию, во времена окаянного Батыя. Новый могущественный повелитель Золотой Орды – Мамай, разгневавшись на великого князя Димитрия, собрал огромные полчища татар и двинулся с ними на многострадальную Русь, намереваясь, подобно Батыю, пронестись ураганом по всей земле Русской и примерно наказать непокорного Димитрия. Но Господь внял раскаянию народа Своего и предстательству о нем св. Александра Невского и посрамил гордыню нечестивого Мамая. Великий князь Димитрий, вместе с другими русскими князьями, вышел навстречу врагу и в субботу 8 сентября 1380 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, – русское православное воинство одержало полную победу над несметными полчищами нечестивых татар. Битва происходила на берегах Дона и потому великий князь Димитрий, подобно св. Александру Невскому, получил прозвание – Донского.

Победе этой предшествовало следующее чудо. Пономарь, благоговейно служивший при обители Рождества Богоматери, сподобился чудного видения: ночью, накануне битвы с Мамаем, стоял он на молитве в притворе церковном, и со слезами молил Господа и Его Пречистую Матерь об избавлении от иноплеменных, призывая на помощь и витязя Невского, присного предстателя и заступника своего народа. Вдруг, видит он: у гробницы св. Александра сами собой зажглись свечи, два боголепных старца вышли из алтаря и, приблизившись к гробнице св. ратоборца, сказали: «Княже Александре! восстани и помоги правнуку твоему Димитрию, одолеваемому иноплеменными». И о чудо! Св. Александр восстал как бы живой из гроба и все трое скрылись от удивленных взоров смутившегося служителя церкви. По утру, при помощи св. Александра, победа над врагами была одержана полная. Между тем, пономарь, сподобившийся чудесного видения, оповестил братию монастыря и митрополита о виденном и слышанном им в ночь, накануне славной победы, одержанной Димитрием Донским над полчищами Мамая. Митрополит приехал из Москвы во Владимир и велел раскопать место, где было погребено тело благоверного князя; когда откопали и открыли гробницу, то увидели, что тело угодника Божия осталось нетленным, после ста семнадцатилетнего пребывания в земле. С честью положили нетленные мощи св. Александра открыто в раке, в храме Богоматери, и тогда же от них стали истекать многоразличные чудеса и исцеления. Многие слепые прозрели, хромые исцелялись, укреплялись расслабленные и мучимые бесами освобождались от своих мучителей, после усердной о них молитвы к Богу, перед св. мощами благоверного князя. Первыми исцелились две слепые женщины; с сокрушенным сердцем молили они великого князя, чтобы он испросил им прощение у Господа Бога, никогда не отвергающего молитвы праведников, и по молитве прозрели. Потом хромой, имевший уже многие годы сухую ногу и тщетно искавший помощи человеческой, как только обратился с теплой молитвой к блаженному князю, тотчас же, на глазах у всех присутствующих встал на обе ноги и стал ходить, прославляя Бога и Его угодника св. Александра Невского. Другой, расслабленный руками и ногами, после иерейской о нем молитвы и окропления его святой водой от мощей благоверного князя, почувствовал прежнюю крепость во всех членах своих. Два инока обители Рождества Богоматери также получили скорое исцеление от мучивших их недугов, как только с верой воззвали к князю-иноку. Один из них многие годы страдал от расслабления всего тела, а другой, по имени Давид, был одержим столь лютым недугом, что лежал уже на смертном одре. Сыновья бояр – Истома Головнин и Симеон Забелин, будучи принесены к раке святого, также получили исцеление; первый был уже со слабыми признаками жизни, а второй был совершенно недвижим от сильного расслабления членов. Не от одних только телесных недугов исцелялись с верой и молитвой притекавшие к раке святого угодника Божия. Один из живших в обители, по имени Терентий, и два крестьянина из окрестных сел были одержимы нечистым духом и, беснуясь, так страшно вопили, что наводили ужас на окружающих; но как только одержимые злым недугом приблизились к святым мощам, тотчас же избавились от терзавшего их лютого беса и в полном разуме возвратились в жилища свои, прославляя угодника Божия.

В 1491 году, в понедельник 23-го мая, Владимир за грехи людей, живших в нем, подвергся страшному пожару. На рассвете этого дня многие видели знамение от благоверного князя, возвещавшее гнев Божий и призывавшее людей к покаянно. Над церковной главой обители Рождества Богоматери, где почивал святой князь, показалось легкое облако, белое как иней, а внутри его подобие витязя Невского, возносившегося к небу. Видение это привело в ужас весь город и по всем церквам стали звонить в колокола. В полдень вспыхнул страшный пожар, истребивший весь город со всеми его посадами; не уцелела и обитель Рождества Богоматери. Граждане города, духовные и миряне, объятые ужасом, во множестве стекались в церковь обители, снося туда свое имущество, какое кто успел захватить; однако, попущением Божиим, страшное пламя пожара проникло и внутрь церкви, и она сгорала со всеми находившимися в ней людьми. Но Господь, хранящий, по выражению псалма, все кости праведного (Пс. 33, 21), и тут явил Свое чудесное знамение. Чудотворные мощи благоверного князя сохранились невредимыми и даже пелена, бывшая внутри раки, осталась неприкосновенной.

В 1552 году благочестивый царь Иоанн Васильевич шел завоевывать Казанское царство; на пути остановился он во Владимире, чтобы испросить от Бога, у мощей своего блаженного предка, благословение на новый подвиг против татар; и Невский витязь явил ему знамение своего благоволения. Он исцелил одного из спутников, сопровождавших московского царя, по имени Аркадия, который впоследствии написал житие святого князя Александра Невского. У Аркадия была язва на пальце руки. Во время соборной молитвы у раки св. князя Аркадий заметил небольшую скважину в церковном помосте и вложил в нее свой больной палец; опуская палец в скважину, больной почувствовал, будто омокает его в какую-то благовонную как миро мазь, после чего палец перестал болеть; вынув палец из скважины, Аркадий не нашел ни язвы, ни даже струпа на исцеленном месте. Умиленный царь увидел в чудесном исцелении своего слуги предзнаменование победы над врагами и после покорения Казанского царства повелел всенародно чествовать и прославлять святого поборника земли Русской, для чего и приказал по совету митрополита всея Руси Макания написать ему службу и описать подробно житие и чудеса угодника Божия Александра в назидание и утешение всей некогда спасенной им земли Русской.

В 1571 году, во время нашествия на Москву крымского хина Девлет Гирея, святой князь оказал благодатную помощь свою тому же Иоанну Васильевичу, подобную той, какая оказана была им сроднику его Димитрию Донскому против нечестивого Мамая. Один благочестивый инок, по имени Антоний, проведший многие годы постнической жизни в обители Рождества Богоматери, сподобился однажды чудного видения. Ночью бодрствовал он в своей келлии и молил Взбранную Воеводу Сил небесных и славного витязя Невского, чтобы Они пришли на помощь державному царю и даровали ему победу над нечестивыми врагами. Вдруг, восхищенный духом, видит себя смиренный инок у врат обители, куда быстро приближались, сидя на конях, два светозарных всадника. Присмотревшись к чудесным всадникам, Антоний, будучи хорошо знаком с иконой страстотерпцев, по сходству ликов всадников с изображениями на иконе, узнает в них благоверных князей Бориса и Глеба. Оставив коней у врат обители, пошли они в церковь, где почивал святой Александр. Вслед за ними устремился в церковь и благочестивый инок. И видит он: двери храма сами собою растворились и у раки св. Александра зажглись свечи. Светозарные юноши, обратясь к раке благоверного князя, сказали:«Восстани, брате Александре! Поспешим на помощь сроднику нашему царю Иоанну, которому предстоит ныне брань с иноплеменными», и тотчас встал из гроба своего чудотворец. Затем все трое вышли из храма. У врат обители стояли, хотя их никто и не держал, три коня. Белые как снег и вооруженные как бы на брань. Инок с замиранием сердца следил, что будет далее. Садясь на ратных коней своих, святые витязи проговорили: «Дойдем к Пресвятой Богородице, в Ее соборную церковь, к сродникам нашим великим князьям Андрею, Всеволоду, Георгию и Ярославу, дабы и они с нами подвиглись на помощь». Сказав сие, устремились они к соборному храму Приснодевы Богородицы. Инок поспешно, насколько мог, последовал за ними. Прежде всех встал из гроба Всеволод великий, а потом и остальные три великих князя оставили гробы свои. Теперь святых витязей было уже семь, и для всех их у врат церковных стояли готовые кони. Воссев на коней, все они понеслись высоко через городскую стену в ту сторону, где стоял город Ростов. Последние слова, произнесенные святыми витязями и долетевшие до слуха смиренного инока Антония, были: «Пойдем в Ростов, к поборнику нашему царевичу Ордынскому Петру, да и тот с нами поможет на безбожных агарян сроднику нашему царю Иоанну». При сих словах все они скрылись от изумленных взоров инока. В тот день несметные сонмища безбожных татар оставили Москву и, преследуемые святыми сродниками державного царя, пропали без вести.

В 1572 году, один из граждан города Владимиpa но имени Феодул, долго страдавший от мучительства нечистого духа, вселившегося в несчастного, был привезен к вратам обители, где почивал св. Александр, и тотчас получил исцеление от злого недуга. Слепая женщина, привезенная из подгородного села Красного, прозрела у раки святого. Из посада Владимирского привезли расслабленную женщину и положили па ступенях раки святого князя. Больная из глубины сердца воззвала к угоднику Божию, прося у него исцеления. Страдалица узрела духовными очами святого князя, который явился к ней и, взяв ее за руку, велел встать и ходить. Расслабленная встала и совершенно здоровой возвратилась в дом свой, прославляя угодника Божия, подающего скорую помощь всем, с верой и теплой молитвой к нему притекающим.

Однажды в воскресенье во время утренней службы один слепой, живший во Владимире, по имени Давид, стоял у мощей святого князя и усердно молился. Вдруг, во время чтения Евангелия, слепой увидел необыкновенный свет, а по окроплении его святой водой прозрел совершенно.

Последнее чудо, истекшее от мощей святого князя, во свидетельство того, что благодать Божия не оскудевает в телеси святого угодника, значится в житии его совершившимся 10-го марта 1700 г. Крестьянин Владимирского уезда. из монастырской деревни Угрюмовой, по имени Афанасий Никитин, внезапно лишился разума, так что не узнавал никого из родственников и знакомых и несколько дней ничего не ел и не пил. И вот однажды увидел больной благоверного князя, который велел ему идти в воскресный день к своему гробу, где он дарует ему исцеление. Поверил больной угоднику Божий и, придя на минуту в себя, стал просить родственников своих, чтобы они свели его в обитель Рождества Богоматери. Не успел больной подойти к раке святого, как уже получил совершенное исцеление: в полном разуме, с умиленным сердцем, припал он к святым мощам и со слезами радости на глазах воздал хвалу великому чудотворцу.

Но вот приспело время еще большего прославления витязя Невского. Император Петр Великий, после двадцатилетней войны со шведами, происходившей в тех местах, где некогда со славою подвизался против них блаженный предок его, Александр Невский, заложил на берегах Невы новую столицу, наименовав ее именем своего ангела св. апостола Петра. Заключив славный н давно желанный мир со шведами, император возымел ревностное желание ознаменовать этот мир торжеством в память и прославление древнего победителя шведов на берегах Невы. Он изъявил желание освятить созидаемую им новую столицу и в ней иноческую лавру, посвященную имени св. благоверного князя Александра Невского перенесением чудотворных мощей св. князя из Владимира в Петербург. По совещанию со Святейшим Синодом, император повелел устроить великолепную раку и приготовить все нужное для торжественного перенесения мощей св. Александра Невского. В 1724 году торжественная процессия двинулась к северу из древней обители Владимирской; до Новгорода Великого – древней отчины св. князя – церковные священнослужители несли мощи его на руках. Здесь же нетленно почиющий князь поставлен был в богато убранную ладью и, вниз по Волхову, продолжал шествие, как и в те дни, когда ратоборствовал в пределах страны той. На реке Неве встретил витязя Невского сам император и перенес св. мощи его на великолепную галеру. Шествие продолжалось далее, сам император правил рулем, а его сановники сидели у весел; хор певчих в продолжение всего пути не переставал петь священные гимны в честь угодника Божия. Архиепископ Новгородский Феодосий, члены Святейшего Синода и весь освященный собор встретили у врат новой лавры мощи св. князя и своими руками внесли раку с нетленными останками святого в храм, посвященный имени св. Александра. Торжественное перенесение мощей св. Александра случилось в 30-й день августа, и с тех пор день этот был избран для ежегодного празднования сего события и отправления службы Божией, в присутствии Августейших особ Царствующего Дома. В 1753 году благочестивая дочь Петра Великого, императрица Елизавета, устроила для мощей св. Александра Невского великолепную раку из первого серебра, добытого в ее царствование. А в 1790 году, по желанию императрицы Екатерины Великой, мощи св. благоверного князя были торжественно перенесены в новый величественный собор, устроенный императрицей в Александро-Невской Лавре, где они и поныне пребывают.

Заканчивая наше повествование о многотрудном, светлом, непорочном житии святого благоверного князя Александра Невского, о преславных чудесах, от его святых мощей истекших и о той благодатной помощи, какую он непрестанно оказывает державе Российской, потщимся чистыми устами, от непорочного сердца воздать хвалу благоверному князю и воскликнуть словами Православной Церкви: «Драгоценная отрасль священнаго корня, блаженный Александр, тебя явил Христос Русской земле, как некое божественное сокровище, как новаго чудотворца, преславнаго и Богоприятнаго. Ты невидимо посещаешь людей Христовых и щедро подаешь исцеления всем усердно приходящим к тебе и единодушно вопиющим: Радуйся столп пресветлый, просвещающий нас светлостию чудес! Радуйся победивший помощию Божией гордаго короля! Радуйся освободивший город Псков от неверных! Радуйся прогонитель темных страстей! Радуйся заступник Русской земли! Моли Господа, даровавшаго тебе благодать, соделать державу сродников твоих Богоугодною и сынам России даровать спасение» (Икос и тропарь из службы 23 ноября по старопечатной Минее 1652 года).

Храм на месте битвы

А ЗА ЧЕТЫРНАДЦАТЬ лет до этого император заложил на берегу Невы монастырь в честь Троицы и святого Александра Невского. Петр предположил, что именно здесь в 1240 году Александр разбил шведских рыцарей, - как известно, за этот подвиг князя стали величать Невским. (На самом деле битва произошла на месте впадения в Неву реки Ижоры, там со временем тоже появился храм Александра Невского).

Петр решил перенести мощи в новую столицу, потому что считал победу России в Северной войне и заключение мира со Швецией 12 сентября 1721 года одним из чудес святого князя, защитника русской земли. О чудесах от мощей святого было известно с древних времен, они стали совершаться сразу же после смерти князя.

Восстал из гроба

АЛЕКСАНДР Невский скончался, возвращаясь из Золотой Орды, в ноябре 1263 года в Феодоровском монастыре на Волге. Останки перенесли во Владимир, путь длился 9 дней, все это время тело оставалось нетленным. При погребении в Рождественском монастыре и произошло чудо: когда хотели разжать пальцы усопшего, чтобы вложить в них духовную грамоту, князь сам простер руку и взял ее.

Прошло почти сто двадцать лет, наступил 1380 год - битва на Куликовом поле. Русскими войсками руководил Дмитрий Донской - правнук Александра Невского. Накануне сражения пономарь Рождественского монастыря увидел во сне: в церкви сами собой зажглись свечи, из алтаря вышли два старца, приблизились к гробу и стали молить князя "восстать на помощь правнуку". Битва произошла в этот же день, и, как известно, русские победили. Ну а когда вскрыли гробницу, обнаружили, что мощи, пролежавшие 117 лет, нетленны.

Свидетелем еще одного чуда был Иван Грозный. Царь шел походом на Казань и остановился во Владимире. Во время молитвы у мощей Александра у одного из приближенных царя Аркадия полностью исцелились руки, покрытые язвами. Грозный воспринял это как доброе предзнаменование, и действительно, Казань была взята. Ну а к мощам вот уже многие столетия люди обращаются с просьбами об исцелении и получают его.

Когда в 1571 году к Москве приближался хан Давлет-гирей, монаху Антонию во Владимире было видение: двое юношей вошли в церковь - это были святые Борис и Глеб. Они призвали благоверного князя помочь Руси, и он восстал из гроба.

Мощи в подвале

ВЕРУЮЩИЕ в блокадном Ленинграде также обращались за помощью к святому, хотя в 1922 году мощи были вынесены из Лавры и находились в запасниках Музея истории религии и атеизма, в который превратили Казанский собор. То, что враг не вошел в Ленинград, многие считают еще одним чудом святого заступника города.

В 1989 году, когда митрополитом Ленинградским был Алексий, нынешний Патриарх, произошло "второе обретение мощей". Их отыскали в подвалах музея: состоялось вскрытие, а затем мощи возвратили в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Вскоре возродили традицию крестного хода 12 сентября в Лавру. А возникла она еще во времена дочери Петра Елизаветы.

В этом году пройдет традиционный крестный ход от Казанского собора к Александро-Невской лавре.

Ну а 20-го начнется путешествие мощей по России, которое продлится месяц. Сначала мощи перенесут в Москву, затем - в Калининград, Ригу, Псков, Новгород, Ярославль, Владимир, Нижний Новгород, Екатеринбург. Большинство из этих регионов связано с жизнью князя.

Это не первое путешествие мощей по стране. Всегда для людей это духовный праздник, в храмах выстраиваются огромные очереди, чтобы припасть к мощам, вознести молитву, попросить о сокровенном. Возможно, мы, петербуржцы, слишком привыкли к тому, что в городе хранится величайшая святыня, и редко обращаемся к заступничеству нашего небесного покровителя.

А ведь на просьбы он откликается всегда.

http://spb.aif.ru/issues/734/19_01

Александр Невский не стремился к завоеваниям. Смысл своей жизни и княжеского служения он видел в сохранении Руси.

795 лет назад, 6 июня 1220 г., в городе Переславль-Залесский родился мальчик, которого окрестили с именем Александр. При жизни он получит прозвище «Храбрый». Сразу после смерти его назовут «Солнцем земли Русской», спустя 200 лет к его имени навсегда пристанет определение «Невский», а в 1547 г. его причислят к лику святых.

Александр Невский. Миниатюра из «Царского титулярника», 1672

Звучит это торжественно. Но можно биться об заклад - на вопрос, а что же, собственно, совершил Александр Невский, ответ будет краток. Победил шведов в битве на Неве и разгромил немцев Ливонского ордена на Чудском озере. Всё.

Нет - Орде

Впрочем, с недавних пор стало хорошим тоном добавлять к этому иное. Дескать, князь, вместо того чтобы объединиться с немцами и всей Европой против Орды, предпочёл пресмыкаться перед дикими степняками.

Это производит впечатление. Особенно если не знать, как себя повела та самая Европа перед лицом монгольского вторжения. А повела она себя традиционно трусливо. Вот «достойнейший из достойных», император Священной Римской империи Фридрих II. Монголы даже не подошли к его границам, а он подобострастно пишет Батыю: «Будучи знатоком соколиной охоты, я мог бы стать сокольничим при дворе Вашего Величества».

И кто же пресмыкался? Европейцы, которые готовы были лечь при одном имени монголов? Или Александр, который яростно и жёстко торговался с Ордой и одержал впечатляющую дипломатическую победу?

Об этой стороне деятельности князя говорят нечасто. И совершенно напрасно.

Благоверный князь Александр Невский умоляет хана Батыя пощадить землю Русскую. Хромолитография. Конец XIX века.

Кроме обычной дани Орда требовала ещё и «налог кровью». Молодыми мужчинами, которых забирали на военную службу. И Русь уже испытала это на себе - несколько наших полков штурмовали Пекин в составе армии Хубилай-хана. Домой не вернулся никто.

Если бы так продолжалось хотя бы полвека, то Русь была бы вычеркнута из реальности. Но тут вмешался Александр. Когда в 1262 г. был объявлен набор русских в войско монголов, на этот раз для экспедиции в Персию, князь поехал в Орду. Провёл там более полугода. И добился своего. Хан Берке навсегда освободил русских от «налога кровью». Одного этого было бы достаточно для вечной благодарности Александру.

Ориентация - Север

Но были и другие свершения. В 1242 г., спустя всего несколько месяцев после знаменитой Чудской битвы, литовский князь Миндовг, решив, что русские устали, отправил в новгородские земли семь крупных отрядов. Судьба их была незавидной. Быстрый марш Александра, три сражения, данные за три дня. И вот уже «новогородци ведоша полона литвинского бесчисла у хвоста конского». А ещё через три года князь совершил карательный поход. И «Литва в страх впадоша и стала блюститеся (остерегаться) одного имени его».
Это обычный летописный штамп у многих народов. И тем не менее в случае с Александром - чистая правда. Так, уже знакомый с князем и даже помеченный его копьём ярл Биргер в 1250 г. решил закрыть русским путь к морю и принялся строить в устье реки Наровы крепость. Александр объявил дружинный сбор. И шведы, едва заслышав о приготовлениях князя, всё бросили, срыли укрепления и бежали восвояси.

Вообще-то русских боялись не просто так. До 1187 г. столицей Швеции, самым богатым и важным городом была Сигтуна. А после визита новгородцев от столицы осталось пустое место и ворота, которые и по сей день стоят в Новгороде. Взамен Сигтуны тот же неугомонный Биргер основал Стокгольм - как оборонительно-наступательную базу против Руси.

Генрих Семирадский. «Князь Александр Невский принимает папских легатов». 1876

И тут Александр показал, что такое настоящий стратегический гений. Вместо того чтобы тупо биться в стены новой столицы, князь отбирает самых стойких и проверенных бойцов из Владимиро-Суздальской земли. И ведёт их по льду Фин-ского залива строго на север. Через всю Финляндию. Она была недавно завоёвана шведами, и их хроника хвастливо об этом сообщает: «Ту страну, которую мы приняли под себя, русский князь, скорее всего, потерял». Русская же летопись не хвастает. Просто сообщает: «И бысть зол путь, не видали ни дня, ни ночи, но только тьма». Отважиться на бросок за Полярный круг зимой - это и сейчас задача нетривиальная. Тогда же - равносильная самоубийству.

С чисто военной точки зрения поход очень странный. Боёв почти не было, не было и взятых крепостей. С дороги русского войска все местные жители и шведские гарнизоны просто разбегались, поскольку не могли поверить в это безумие.
Но поверить пришлось. Не дав ни одного сражения, одним только маневром, князь Александр продемонстрировал, что русские, если надо, пройдут везде и смогут всё. Его поняли очень хорошо: шведы остерегались нарушать границы Руси на протяжении четверти века - срок по тем временам гигант-ский.

Нашего князя часто сравнивают с Александром Македон-ским. Да, что касается стратегии чуда, эти два полководца стоят друг друга. Но русский Александр не стремился к завоеваниям. Смысл своей жизни и княжеского служения он видел в сохранении Руси. И тем самым полностью оправдал имя, данное при крещении. Александр переводится как «Защитник людей».

Невская битва (1240 год). Хромолитография. Конец XIX века.

Оригинал записи и комментарии на

Поделиться