"Дом над водопадом" - шедевр архитектуры. Органическая архитектура


Дом над водопадом — проект Фрэнка Райта, который был воплощен в жизнь в период с 1936-39 года. Он находится на юго-западе американского штата Пенсильвания, в лесистой местности, которую называют «Медвежий ручей». Ближайший город — Питсбург, он находится в 80 километрах к северо-востоку. В 1966 году этот получил статус Национального исторического памятника США. Сегодня «Дом над водопадом » входит в обязательную программу многих туристических маршрутов.

История создания «Дома над водопадом»

Фрэнк Ллойд Райт , архитектор, который разработал проект «Дома над водопадом», был очень известным и востребованным в США специалистом в начале 20-го века. Однако, во время Великой депрессии 1929-1933 годов он оказался практически без работы. В эти годы он открыл у себя на дому художественную студию «Taliesin» в которую ходил Эдгар Кауфман, сын влиятельного бизнесмена из Питсбурга. Эдгар очень проникся архитектурными идеями Райта и уговорил отца доверить ему постройку их нового загородного дома. Сложность заключалась в том, что участок под строительство находился в скалистой местности. Когда Райт увидел и живописные окрестности «Медвежиего ручья», ему в голову пришла идея создать такой дом, который бы стал частью этой картины. При постройке «Дома над водопадом» он стремился оставить в целости все деревья и не сдвинуть ни одного валуна. Для этого пенсильванская инжиниринговая компания «Fayette Engineering Company of Uniontown» сделала подробную топографическую съёмку участка с указанием всех растущих деревьев и расположением всех камней, скал и ручьев.

Над разработкой проекта «Дома над водопадом» Фрэнк Райт работал вместе с двумя коллегами, инженерами Менделем Гликманом и Уильямом Уэсли Питерсом. В марте 1936 года они закончили разработку проекта и приступили к строительству дома. Оно длилось 6 лет и потребовало затрат в 155 тыс. долларов США. В эту сумму входила стоимость постройки основного дома (75 тысяч долларов), его отделка и внутренняя обстановка (22 тысяч долларов), гостевого дома, гаража и домика для прислуги (50 тыс. долларов). Гонорар архитектора Фрэнка Райта составил 8 тысяч долларов.
Экстерьер дома выдержан преимущественно в светлых тонах, под цвет окружающего пейзажа. Интерьер всего дома подобен в оформлении экстерьеру. Внутри дома практически полностью отсутствует штукатурка. Дабы смягчить чрезмерно суровый вид каменных стен и железобетона, в интерьере активно применена обшивка из дерева. Райт не остановился на проектировании одного лишь дома. По его эскизам были созданы многие предметы интерьера. Например, ковры и мебель для гостиной .
В 1963 году Эдгар Кауфман-младший передал (в виде пожертвования) Дом над водопадом организации Western Pennsylvania Conservancy. В 1964 году дом стал музеем и был открыт для публичных посещений. По состоянию на январь 2008 года «Дом над водопадом» посетило около шести миллионов человек. Несмотря на своё расположение в отдалённом уголке штата Пенсильвания, «Дом над водопадом» в настоящее время принимает более чем 150 тыс. посетителей ежегодно.

Дом над водопадом (США) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Необычный дом над водопадом, расположенный в 80 км от города Питсбурга штата Пенсильвания , уже много лет подряд привлекает огромное количество туристов. Это уникальное сооружение стало манифестом органической архитектуры. Его автор Фрэнк Ллойд Райт хотел показать всему миру, что нужно жить в гармонии с природой. Стоит отметить, что это был один из самых смелых и неординарных проектов всемирно известного архитектора.

Во время строительства дома над водопадом архитектор Фрэнк Ллойд Райт строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми.

В начале 20 века Райт был очень модным архитектором, однако спустя годы заказов становилось все меньше, материальное положение Райта сильно ухудшилось. Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, архитектор открыл у себя дома художественную студию «Талиесин». Одним из учеников студии стал Эдгар Кайфман-младший, сын успешного бизнесмена Эдгара Кауфмана. Кауфман-младший очень проникся идеями Райта, они подружились, и Райт стал частым гостем семьи Кауфман.

Вскоре Кауфманы заказали архитектору проект загородного дома, который должен был находиться в живописном уголке «Медвежий ручей». Место для будущего дома было очень красивым, но необычным для строительства - скалистый выступ с водопадом. Однако Райта такие сложности не отпугнули. Несколько месяцев он вынашивал идею неординарного проекта и в итоге придумал настоящий экодом. «Водопад должен стать частью вашей жизни», - заявил Райт будущим владельцам жилища и приступил к воплощению идеи. Во время строительства архитектор строго следил за тем, чтобы не было вырублено ни одного дерева, а все природные скалы и выступы остались нетронутыми. В качестве основного стройматериала Райт выбрал железобетон.

Кауфман-старший сомневался в компетентности Райта и даже показывал его чертежи другим инженерам и строителям. Узнав об этом, архитектор сильно обиделся и хотел отказаться от строительства дома над водопадом, но в итоге заказчик и исполнитель все-таки нашли общий язык. В знак примирения выкладки сторонних инженеров были заложены в каменную стену дома.

Дом над водопадом включает в себя несколько строений - это основной дом хозяев, дом для прислуги и гостевой дом, а также гараж. Интересно, что во всех этих зданиях Райт стремился органично сочетать искусственные и естественные элементы. Например, в некоторых местах оконные стекла вставлены не в рамы, а непосредственно в каменную кладку. Кроме того, в некоторых помещениях архитектор намеренно сделал низкие потолки, намекая хозяевам на то, что нужно больше времени проводить на улице, а не в здании. Кстати, Райт разработал не только проект дома, но и его внутреннее убранство - придумал дизайн стульев, столов и даже ковров. Многие известные люди приезжали посмотреть на необычное здание - дом над водопадом посетили Альберт Эйнштейн, Марлен Дитрих и даже президент США Франклин Рузвельт.

Дом над водопадом

С 1937 по 1963 год семья Кауфман постоянно использовала дом над водопадом по выходным дням - здесь устраивались загородные приемы, отмечались праздники. Однако не все было так безоблачно - с жилищем возникало много проблем. Во-первых, строители допустили ошибку, из-за которой железобетонные консоли стали отклоняться от проектных положений и пришлось устанавливать подпоры. Во-вторых, из-за близкого расположения водопада в доме начала образовываться плесень. Кауфман-старший даже прозвал жилище «всходящая плесень» и «строение с семью бадьями».

Постепенно вилла все больше разрушалась, из-за чего хозяин разругался с архитектором. Однако Райт заметил, что хозяева сами виноваты, поскольку жилище отражает то, что творится в семье Кауфман. Стоит отметить, что муж с женой действительно жили не очень-то дружно, поскольку Кауфман был очень свободолюбивым человеком, а его супруга сильно переживала по этому поводу. За состоянием дома необходимо было постоянно следить, и поэтому рабочие практически жили в нем. После смерти родителей Кауфман-младший передал виллу в ведомство штата, и дом над водопадом стал музеем.

Юго-запад штата Пенсильвания, в 80 километрах к юго-востоку от города Питсбурга. 1936-1939.

Общий вид от ручья.

Общий вид от ручья.

Фрагмент фронтального вида.

Вид при подъезде к мостику.

Фотография с мостика над ручьём.

Фотография с мостика над ручьём.

Начало окружного проезда.

Начало окружного проезда.

Со стороны проезда.

Бассейн и флигель.

Терасса над водопадом.

Вид с верхней терассы.

Вид на вертикальные витражи и стены.

Вид на верхнюю терассу.

Переход к верхнему домику для гостей.

Конструктивные элементы над проездом, связывающие дом со склоном

Фрагмент наружного спуска к ручью.

Фрагмент с задней стороны дома.

Фрагмент.

Фрагмент над ручьём.

Интерьер. Спальня на верхнем уровне.

Интерьер. Вид на фрагмент лестницы второго этажа.

Гостевая спальня. Рабочий стол из ореха.

Гостиная.

Фрагмент гостиной.

Фрагмент гостиной.

Фрагмент выхода скального грунта у камина гостиной.

Обеденный стол в гостиной.

Фрагмент гостиной.

Фрагмент потолка гостиной.

Фрагмент интерьера.

Фрагмент интерьера.

Лестница-библиотека.

План на уровне гостиной (первый этаж).

План второго этажа.

План третьего этажа.

Дом Кауфманов больше известный как дом над водопадом, был завершён строительством в 1939 году. Это вершина в творчестве Райта и все жилые дома созданные до этого на протяжении полу века были творческими экспериментами ведущими к шедевру.

Среди многочисленных построек Райта (только жилых домов — более 4 00) следует отметить несколько, в которых он существенно приблизился к итоговой вершине. Прежде всего это дом Уинслоу в Ривер-Форесте, штат Иллинойс, (1894). Парадный фасад по простоте своего воплощения напоминает детский рисунок — домик со скатной крышей, входной дверью и квадратными окошками. Первый этаж облицован кирпичом ярко-жёлтого цвета, а входная дверь и примыкающие к ней два окна артикулированы штукатуркой белого цвета и наличниками. Второй этаж облицован тёмно-коричневой плиткой , которая почти сливается с оконными проёмами. Поэтому создаётся эффект «парящей кровли» визуально оторванной от первого этажа. Этот эффект отрыва усиливается за счёт тени от большого свеса кровли. По силе обобщения парадный фасад выступает как знак.

Полной противоположностью ему является дворовый фасад, где объёмы здания скульптурны и асимметричны. Боковые фасады в общем решении объёма здания не имеют решающего значения. Один из них артикулирован эркером, а другой — въездной аркой-навесом. В дальнейшем Райт много экспериментировал с формой здания, когда все фасады были равнозначны, но опыт разной реакции на окружение (уличный — «парадный» и дворовый — обращённый к природе, фасады) был для него крайне важен.

Дом Уиллитс (Ward Willits House), Хайланд-парк, Чикаго (Иллинойс), 1902, является примером центрированной всефасадной композиции. Крестообразный план во первых позволяет чётко обозначить центр внутреннего пространства, который Райт закрепляет камином и его трубами. А во вторых, значительно увеличивает наружный периметр взаимодействия здания с наружным природным пространством. Фасадных плоскостей обращённых на разные стороны света в три раза больше чем у традиционного объёма с четырьмя фасадами (12 фасадных плоскостей).

Следует также обратить внимание на относительную степень свободы внутреннего пространства. Отдельные комнаты как бы «плавают» внутри внешних границ здания.

Дом Роби, Чикаго, США, 1909. Работа в жёстких условиях города, с участком, который был вытянут вдоль уличного фронта, Райт трансформирует крестообразный план, разбирая его крестовину на два линейных объёма. Линейное развитие пространства подчёркивается двумя треугольными эркерами по торцам объёма выходящего на улицу. Для дома Роби характерны горизонтальные членения всячески подчёркиваемые композиционно. Райт стремиться приземлить и без того невысокий объём, приблизить его к земле. Основание здания трактуется как платформа.

Успешная реализация дома Роби говорит о том, что Райт вполне овладел основными принципами проектного мышления, позволившими ему через тридцать лет воплотить их в чистом виде в «Доме над водопадом». Это прежде всего:

— принцип структурности — разъятие объёма на составные части с последующей сборкой из них нового объёма на основе принципа относительной автономности каждой из частей;

сведение этажа (горизонтального уровня) к платформе;

— горизонтального развития условно ограниченного пространства;

— интеграция в единое целое двух противоположностей — основного объёма раскрытого на природу и «внутренней пещеры» прижатой к склону холма;

— вывод за приделы здания вертикалей каминных и печных каналов и их контрастное противопоставление «парящим» горизонтальным платформам этажей;

— отсутствие жёстко закреплённого центра («плавающий», условный центр на каждом уровне.

Все остальные характеристики здания, по которым оно традиционно относится к так называемой «органической архитектуре» носят подчинённый характер и не являются сущностно важными (использование для горизонтальной, слоистой кладки местного известняка, характерные детали интерьера, такие как сохранение скалы в виде фрагмента пола у камина, имитация дна реки в отделке пола). Загадка «Дома над водопадом» состоит в том, что правильные геометрические формы использованные в нём не выделяют его из природного окружения, а делают его особой частью природы. В дальнейшем Райт безуспешно пытался войти в природный ареал различными зданиями, используя для этого окружности и естественные материалы, но ничего у него не получилось. Чем ближе он пытался приблизиться к природе, тем быстрее природа бежала от него. Так что жупел «органической архитектуры» созданный архитектурной критикой на основе построек позднего Райта это казус, который должен оставаться на её совести.

В Мил Ране, штат Пеннсильвания, на реке Медвежий ручей, текущей на высоте 395 метров над уровнем моря и обрывающейся 9-метровым водопадом, известный архитектор выстроил удивительный дом известный как «Дом над водопадом» (Fallingwater) .

Эта постройка олицетворяет единение человека, архитектуры и природы. Дом был выстроен для семьи Кауфманов, с сыном которых Райт был очень дружен. Кауфманы хотели, чтобы архитектор построил дом с видом на водопад, который им очень нравился. Вместо этого Райт построил дом таким образом, что водопад стал его частью.

При проектировании дома сыграло увлечение Райта японской архитектурой. Архитектор стремился создать гармонию между человеком и природой, и дом является отличным примером подобной гармонии. Он был предназначен, чтобы улучшить это место, и он своим обликом неразрывно связан с водопадом и окружающим ландшафтом. Присутствие водопада постоянно ощущается во всем доме, если его не видно, то слышно – звук падающей воды разносится по всему зданию.

Райт создавал дизайн дома вокруг камина, сердца жилища, где по его мысли должны были собираться все члены семьи. В гостиной с камином, часть природной скалы является полом, а сам камин сделан из местной породы.

« Дом над водопадом» состоит из двух частей: главный дом, построенный в 1936-38 гг. и гостевой дом, законченный в 1939 году. Простые комнаты главного дома были меблированы Райтом лично. Это большая гостиная, кухня на первом этаже и три маленькие спальни на втором. На третьем располагаются кабинет и спальня Эдгара Кауфмана-мл. Все комнаты связаны с природой, окружающей их, а из гостиной даже есть ступеньки прямо к водопаду.

Перемещения по дому осуществляются по темным узким коридорам, что подчеркивает величие природы за стенами дома. Потолки в комнатах низкие, чтобы взгляд по горизонтали устремлялся за пределы помещения. Красота пространств выражается в их направленности к природе, созданной с помощью консольных террас. Выдаваясь за пределы дома под разными направлениями, эти террасы добавляют элемент скульптурности помимо их основного назначения.

Террасы формируют сложную, горизонтальную линию с выступами, которые высвобождают пространство с помощью параллельных земле панелей. Чтобы правильно сконструировать их, Райт работал с инженерами Меделем Гликманом и Уильямом Уэсли Петерсом. Их решением стал материал. Сам дом построен с помощью классической каменной кладки, вписывающейся в ландшафт, а террасы было решено сделать из армированного бетона. Райт первый раз работал с этим материалом.

Внешний вид «Дома над водопадом» олицетворяет сильный горизонтальные узор с помощью кирпичей и длинных террас. Окна на фасаде открываются по углам здания, еще сильнее расширяя его горизонталь и соединяя с ландшафтом. Эта и подобные мелкие детали делают дом шедевром архитектуры. И даже несмотря на небольшие строительные проблемы, которые требовали исправления, не мешают ему считаться работой гения. В 1966 году «Дом над водопадом» приобрёл статус Национального исторического памятника США. Ежегодно его посещают тысячи туристов.

В этом видео , с помощью компьютерной графики, можно увидеть, как дом встраивался в окружающее пространство.

Поделиться