Не могу рассказывать истории. Сторителлинг: как научиться рассказывать истории так, чтобы вас слушали с открытым ртом

Согласитесь, одна и та же история, рассказанная двумя разными рассказчиками, звучит по-разному. У одного ― это будет скучное повествование, которое не очень хочется слушать до конца. Другой его расскажет так, что оставит неизгладимое впечатление. Некоторым людям этот дар заложен от природы, а другие должны изрядно потрудиться для развития указанного навыка. Но, шаг за шагом, следуя нижеприведённым советам, вы быстро научитесь искусству риторики, увлекая своими рассказами окружающих. О том, как рассказывать истории правильно, поговорим ниже.

Постижение основополагающих принципов увлекательного рассказа

Чтобы получить желаемый эффект от повествования, вам необходимо.

Примером могут послужить :

  • Для сказки: «Давным-давно, с незапамятных времён, когда повсюду было волшебство, а звери умели говорить…».
  • В забавной истории: «Я очень спокойный, домашний, как кот, да? А мой лучший друг постоянно попадал в курьёзные истории».

Как пример используйте

  • Сказка: «Высокая белая свеча полыхала всей своей красотой. Мотылёк подлетел к ней и почувствовал мощный удар в животе. Любовь проснулась в нём. Как известно, спасение принцесс героями в один день невозможно. Так и Мотылёк провёл много прекрасных ночей. Всё больше влюбляясь в Пламя».
  • Смешной рассказ: «После Нового года мы переехали жить в другой район. Он был милый, но…опасный. Мне приходилось жить в постоянном напряжении. Хороший заряд энергии».

  • моралью: «Это, уважаемые слушатели, говорит о том, что спешить с выводами не стоит»;
  • вопросом: «Не страшно ли это? Пережить такого я больше не хочу».

Замедление речи на конце рассказа поможет понять, что это завершение.

Что необходимо для улучшения истории?

Используя несколько простых рекомендаций, вы сможете сделать ваш рассказ ярче. Поговорим о них в отдельности.


Секреты применение голоса и языка тела

Немаловажным для создания хорошего впечатления о рассказанной вами истории есть то, как вы двигаетесь, говорите. Специалисты советуют прибегать к следующим техникам.

Что такое сторителлинг и как он помогает преодолеть страх, научиться импровизировать, быть интересным и уверенным в себе, рассказывает профессиональный сторителлер и актёр театрально-образовательного проекта «Студия историй» Константин Кожевников.

Константин Кожевников

Сторителлинг - жанр, осваивая который мы учимся рассказывать порой очень скучные истории о себе так, чтобы другим было интересно. Необязательно быть артистичным: хорошие актёры могут потрясающе перевоплощаться в героев своего рассказа, но не вкладывать в него личного отношения, своей правды. Артисту проще прикрыться маской, а сторителлер должен быть откровенным, говорить о том, что беспокоит именно его, и доверять незнакомым людям - слушателям. Это всегда риск.

В сторителлере должно быть одновременно три личности: рассказчик, персонаж, который присоединяется к сухому материалу, и герой. История будет интересной, если в ней есть герой, который преодолевает трудности, меняется, а слушатель за ним следит. История должна быть простой и универсальной. Коммуникация произойдёт, если у рассказчика и зрителя пересекутся ценности и волнующие темы. Сторителлингом приходят заниматься бизнесмены, правозащитники, дизайнеры, копирайтеры, журналисты, чтобы понять: у них больше возможностей, чем им кажется. И я, кстати, заметил, что пишущие люди могут не уметь увлекательно рассказывать, но они всегда внимательны к деталям, а это в историях очень важно.

Зритель приходит посмотреть на сторителлера, по сути, за тем же, зачем в обычный театр: попереживать и посмеяться. У рассказчика нет декорации, музыки, света, чтобы заинтересовать. Он просто должен быть собой, быть смелым и хотеть, чтобы люди услышали его. Зритель нужен как партнёр, и в этом отличие сторителлинга, к примеру, от моноспектакля. Нет «четвёртой стены», а история подвижна и будет развиваться в зависимости от того, как на неё отреагирует зритель. Без импровизации невозможно. Выйти и просто рассказать подготовленную программу не получится.

Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?

© Андрей Скворцов Сторителлинг: Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов?

Сторителлинг - модное слово, которым журнал Harvard Business Review назвал одну из лучших бизнес-идей 2006-го года. Смысл идеи таков: «Лучший способ сделать доклад или презентацию и передать знания - это рассказать историю». Отцом «сторителлинга» в современном понимании считается Дэвид Армстронг, изложивший эту концепцию в книге "Managing by Storying Around". Однако есть данные, что важность историй люди понимали и до него.
В том, что способ хороший, мало кто сомневается. Однако, возникают вопросы. Как подобрать нужную историю? Как рассказать историю интересно, чтобы она не превратилась в скучный набор фактов? Наконец, как создать историю, если истории, как таковой, и нет, а есть только много, много информации?
Иными словами, как его сделать - сторителлинг? Чтобы найти ответ, придется разобраться в том, что же это такое - история.
Интуитивно ответ мы, да и не только мы, давно нащупали и используем истории в своей работе. Однако, теоретическую базу и «разложение по полочкам» удалось найти - угадайте где? - в учебниках для сценаристов кино. И среди таких учебников для нас наиболее полезна оказалась книга "Story" Роберта Макки (Robert McKee). Александр Митта в «Кино между адом и раем» описывает (причем намного интереснее) те же принципы, но зато у Макки все суше и «технологичнее».
Итак, перечислим компоненты истории , пользующейся успехом.
Во-первых , истории происходят с персонажем . Нам нужен персонаж. Им может быть как человек, так и организация, но тогда о ней надо рассказывать, как о чем-то одушевленном. Персонажем может также быть ведущий фильма, докладчик, реальный или даже «гипотетический» человек, а также любое одушевленное нашей фантазией существо.
Во-вторых , история - это обязательно перемены . Изменения. Причем изменения ценностные - то есть чтобы у персонажа в жизни появилось нечто важное, чего не было ранее. Пожалуй, это самое главное и необходимое качество истории. Без него повествование будет, а истории - нет.
В-третьих , история интересна лишь тогда, когда зритель может ей сопереживать , подсознательно представляя себя на месте персонажа. То есть изложение фактов это еще не история. И абстрактная история тоже, в нашем случае, не история.
Далее, если событие происходило в реальности, для него очень важны формальные рамки, или «координаты » - когда оно происходило, как долго, где.
Материалом истории являются события . Общие слова могут быть лишь связующим цементом, но не содержанием. Рассказ, состоящий лишь из общих слов, - это цементная каша. Поиск фактов, событий, примеров - самое сложное, но и самое интересное занятие.
Теперь представим себе, что у нас есть задача передать некую информацию о компании, некую ее ценность, и мы хотим для этого найти или же создать историю.
Первое, что надо сделать - заняться поисками. Почитать корпоративную прессу, поговорить с людьми, порыться в интернете и в своей памяти.
Например, в фильме о крупном металлургическом комбинате поднимается тема заботы о сотрудниках. В корпоративной газете мы находим замечательную историю по теме. Там-то и тогда-то, на такого-то рабочего вылилось несколько литров расплавленного металла. Однако рабочий не пострадал, так как в полном соответствии с техникой безопасности был экипирован в защитный костюм. И после этого случая он стал рассказывать своим коллегам о важности соблюдения техники безопасности и даже стал инспектором, весьма уважаемым коллегами.
Это - история. Есть персонаж, есть событие, у которого есть дата и место, есть существенные перемены в жизни персонажа. И эта история говорит о том, как предприятие заботится о своих сотрудниках, значительно нагляднее и убедительнее, чем сколько угодно общих фраз о «повышении безопасности на производстве». И главным является вовсе не тот факт, что рабочий не пострадал, а то, что этот случай перевел его в новое качество - инструктора, что компания увидела в этом пользу и дала ему такую возможность. Фактически менеджмент уже применил «сторителлинг» - использовал счастливый случай для грамотной пропаганды техники безопасности. Нам же остается только повторить находку в фильме.
Если же совсем ничего не находится (что хоть и редко, но бывает), мы можем «создать» историю. Речь не идет о художественном вымысле (в нашей, информационной по своей сути, работе, ему нет места). Речь о том, чтобы информацию подать в виде истории.
Один из самых простых, но действенных приемов - применить схему «не знал - узнал - удивился - изменил свое отношение ». Такого рода перемены могут происходить и с ведущим фильма, и с докладчиком презентации, и с любым сотрудником компании. Такие ситуации интересны, так как позволяют зрителю испытать те же эмоции (удивление, восхищение), что и персонаж. В полной мере этот прием использован в юбилейном фильме Мострансгаза: совершенно посторонний для индустрии человек Кирилл Набутов открывает для себя то, о чем он никогда и не задумывался - сложности и интересности технологий транспорта газа. Зрителю, который «в теме» не один десяток лет, будет интересно взглянуть на свою повседневную работу глазами новичка и удивиться вместе с ним. А постороннему зрителю и подавно будет интересно узнать новое. Хороший, работающий прием.
В 2007 году лауреатом Оскара за лучший документальный фильм стал фильм об изменениях климата «Неудобная Правда» Альберта Гора. Фильм почти полностью состоит из череды историй, и каждый факт, каждое доказательство в нем подано, как детектив. Даже графики климатических наблюдений поданы как «переворачивающие сознание». И именно поэтому воспринимать их не тяжело, несмотря на их изрядное количество. В этом фильме много реальных жизненных, серьезных, удивительных историй. Но сейчас наш особый интерес вызывает полностью придуманная, и в чем-то даже дурацкая история мультипликационной лягушки. Автору надо было проиллюстрировать идею в духе нашей пословицы «пока гром не грянет, мужик не перекрестится». Для этого мультипликационная лягушка сначала пыталась залезть в кипяток и пулей выскакивала из него (горячо!), но она же могла довольно долго сидеть в теплой, но постепенно подогреваемой воде, и не подавать признаков беспокойства до тех пор… до тех пор… пока ее не спасут. Лягушка представляла собой образ человечества, не беспокоящегося о потеплении климата, то тех пор, пока…. А также была персонажем придуманной микро-истории.
Иными словами, держа в уме несколько принципов создания истории, любой факт, любую информацию можно представить интересно и не скучно.
Остается ответить на вопрос, всегда ли необходим сторителлинг? Пожалуй, что нет. Если аудитория изначально заинтересованна в информации - нет смысла искусственно добавлять драматургию (особенно если информация негативного свойства). Ведь в этом случае участником настоящей, реальной истории является ваш слушатель, и этого ему может быть более, чем достаточно.

Мюнхаузен, Рональд Рейган — были отличными рассказчиками. Пересмотрите их видео на Youtube. ;)

Как построить композицию истории? На что стоит обратить внимание?

Яркое начало (интригующее название)

Желательно придумать для вашей истории яркое, привлекающее внимание, интригующее название:

  • «Хочу рассказать, как я выиграл миллион долларов…»
  • «Я вам уже это рассказывал про то, как я падал с 10-го этажа? Ну-ка слушайте…»
  • «Однажды меня пыталось завербовать ЦРУ. А началось всё ещё в университете…»

И совсем не обязательно, чтобы потом в вашей истории вы выиграли этот самый миллион или на самом деле падали с 10-го этажа. Цель названия — привлечь, зацепить внимание аудитории, как на крючок. И если ваше название это делает, то отлично. Если нет — то стоит подыскать более интригующий заголовок для вашей байки.

Эффектная завязка

Хорошее начало — половина дела.

Платон

Иногда историю начинают рассказывать издалека, перечисляя скучные, не относящиеся к делу детали.

Как-то раз в истории с названием «Схватка с акулой» первые четыре минуты оратор зачем-то рассказывал, как они покупали путёвку, потом собрали вещи, потом ехали в аэропорт, потом летели, потом добирались до отеля, потом селились… И только за 1 минуту до конца отведённого времени он наконец перешёл к сути: как надели акваланги и начали спускаться под воду.

Нарастание напряжения

Речь нуждается в захватывающем начале и убедительной концовке. Задачей хорошего оратора является максимальное сближение этих двух вещей.

Рилберт Кит Честертон

Каждое последующее предложение в вашем рассказе должно способствовать нарастанию напряжения. Ваша задача — нагнетать эмоции, волнение, интригу. Пусть слушатели внимают, затаив дыхание. Пусть у них замирает сердце и с каждой секундой растёт интерес к вашему рассказу.

Все фразы, не способствующие нарастанию напряжения, безжалостно выкидывайте из рассказа. Либо переделывайте их так, чтобы они добавляли накала страстей в вашу историю.

  • Такая жёсткая цензура к тому же сделает ваш рассказ максимально кратким. Более 3-4 минут удерживать слушателей в постоянном напряжении способны только мастера, поэтому старайтесь уложить свою историю в четыре минуты!

Кульминация и развязка

Если в первом акте на сцене висит ружьё, то в последнем оно должно выстрелить.

Антон Павлович Чехов

И когда напряжение уже достигло предела и слушатели уже изнемогают от любопытства: «Ну, чем же завершится история???», — приходит время для кульминации!

  • Кульминация подобна «мёртвой петле» в американских горках. Всё, что было до неё, — только подготовка. Кульминация — пик переживаний, взрыв переполняющих изнутри эмоций.

Развязка

В момент развязки раскрываются секреты, разгадываются тайны, решаются загадки, совершаются чудеса, происходит сброс накопленного напряжения. Хорошая развязка — это нечто неожиданное. Как в хорошем детективе — до последней секунды неизвестно, чем завершится повествование.

Завершение-мораль

Самым важным из всех слов мне представляется последнее слово.

Бертольт Брехт

С завершением нельзя тянуть. Долгие разглагольствования после кульминации смажут впечатление от всей истории.

  • То есть через 1-2 фазы после кульминации (пока вы ещё на пике) — уже пора завершать ваше повествование.

Чтобы завершение не было слишком примитивным: «Вот такая произошла история», — опытные рассказчики обычно завершают неким выводом (моралью), который делают из своей байки. Это может быть пословица, поговорка или концовка собственного сочинения.

  • «Так что, друзья, не в деньгах счастье, а в…» (к истории про выигрыш миллиона долларов).
  • «Береженого бог бережёт» (к истории про падение с 10-го этажа).
  • «Не всё то золото, что блестит» (к истории про вербовку ЦРУ).

Такое завершение делает рассказ более ярким и запоминающимся. В конце истории появляется как бы восклицательный знак, чётко обозначающий завершение истории. Иногда даже неудачный рассказ можно спасти красивой и интересно моралью, которая звучит в конце. Так что — подбирайте для своих рассказов сильные завершения.

Невербальная подача истории тоже должна быть на высоте.

Драматизация

Играйте эмоциями, интонациями. Добавляйте актёрского мастерства. Не бойтесь переиграть! Ваша история должна быть маленьким шоу. Спектаклем одного актёра. Делайте её яркой, насыщенной, живой!

Рисуйте образы

Бог сотворил нас по своему образу и подобию. Но откуда уверенность, что он работал в реалистичной манере.

Станислав Ежи Лец

По ходу вашего рассказа у слушателей перед глазами должно пронестись увлекательное кино. Поэтому важно, чтобы ваши слова вызывали красочные образы-картинки в воображении слушателей.

Можно сказать: «Подошёл ко мне человек и спросил, сколько времени». Но здесь нет образа, картинки. Поэтому такая фраза сильно не цепляет.

А если: «Подходит ко мне мужик. Рост 2 метра. Борода, как у Карла Маркса. Вместо зубов — золотые коронки. На лбу татуировка — серп и молот. И хрипло так спрашивает …» Здесь уже есть образ-картинка, которую легко представить.

Кормите слушателя вкусными, яркими образами-картинками!

Держите паузы

Подороже «продавайте» свою кульминацию!

Пауза в нужном месте способствует нарастанию напряжения. Поэтому в самые важные моменты не торопитесь и держите паузу. Особенно перед кульминацией.

Один вариант: «Слышим — в кустах кто-то шевелится. Обернулись, а это Вася с ведром воды вернулся».

Другой вариант: «Слышим — в кустах кто-то шевелится… Обернулись… все напряжённо вглядываемся в темноту… А тут ещё Лайка вдруг заскулила и хвост поджала… У нас мурашки по спине… Лица бледные… Все как будто оцепенели…» И продолжаем нагнетать напряжение, держать паузу до тех пор, пока на лицах слушателей не появится: «Ну! Давай же! Нет сил больше терпеть!»

Подороже «продаём» свою кульминацию! С помощью паузы добавляем накала страстей и напряжения в своё повествование!

От первого лица

Даже если история произошла не с вами — лучше рассказать её от своего имени. Потом, уже после кульминации, можно раскрыть карты — дело, мол, произошло не о мной, а с моим другом. Но по ходу рассказа вовлечь слушателей в вашу историю будет намного проще, если вы говорите от первого лица.

Краткость

Ничто так не портит хорошую историю, как многословие оратора. Оптимальное время для байки от 4 до 5 минут. Не больше! Будьте талантливыми — рассказывайте кратко!

Упражнение: история дня

Развивайте способность видеть интересное в своей жизни

Возьмите за правило каждый день за ужином рассказывать, что интересного произошло с вам сегодня. Для этого нужно найти хотя бы одну минуту в течение дня, когда вы стали свидетелем или непосредственным участником события, о котором стоит поведать близким.

  • Это упражнение развивает помимо навыков рассказчика, ещё и способность «видеть» интересное в своей жизни. А также умение из самого обычного происшествия сделать историю-конфетку, которую все с удовольствием будут слушать.

Рассказываете ли вы шутку, сказку или историю – умение это правильно преподать является очень важным навыком. У некоторых дар рассказчика проявляется от природы, другим же приходится этому обучаться. Никогда не бойтесь. Вы можете научиться рассказывать истории лучше и увлекательнее, а wikiHow вам в этом поможет! Просто начинайте с шага 1, указанного ниже.

Шаги

Часть 1

Изучение основ повествования
  1. Привлеките аудиторию. Начните рассказ, завладев вниманием слушателей или задействовав их в рассказе. Задавайте вопросы, пусть даже риторические, связанные с каким-либо заключением, поворотом сюжета или контекстом истории. Как вариант, вы можете сказать какую-нибудь захватывающую фразу для привлечения внимания (насадите аудиторию на крючок, как это делают громкие заголовки газет). Так вы заинтригуете слушателей, и они захотят услышать продолжение.

    • Пример для сказки: "Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему мотылек летит на пламя?"
    • Пример для забавной истории: "У меня история со времен учебы университете, которая затмит все остальные. Она связана с туалетом".
  2. Постройте сцену действия. В течение всего рассказа вы должны создавать эффект погружения. Аудитория должна воспринимать историю так, как будто сама в ней участвует. Начните с предисловия. Создавайте сюжет, добавляя детали, которые передают атмосферу, эмоции и действия. Очень тщательно подбирайте выражения: используйте слова с сильной эмоциональной окраской.

    • Пример сказки: "Давным-давно, в старом мире, где магия не прекратила своего существования, а животные умели говорить..."
    • Пример забавной истории: "Я довольно тихий и домашний, как кот, да? А вот мой сожитель в общежитии был тем еще тусовщиком".
  3. Наращивайте и ослабляйте напряжение. Конечно, основная сюжетная линия будет становиться все более напряженной, доходя до кульминации, после чего действие будет клониться к завершению. Однако вам также стоит ослаблять напряжение между наиболее сильными моментами. В противном случае история будет казаться скомканной или слишком схематичной. В реальной жизни существуют моменты, заполняющие пробелы между событиями. То же самое касается историй. Таким отступлением может стать описание сцены, небольшие отступления для добавления деталей или шутка, чтобы добавить истории изюминки.

    • Пример сказки: "Мотылек подлетел к высокой белой свече, где во всей своей красе полыхало Пламя. Мотылек почувствовал удар где-то в районе желудка и любовь пробудилась в нем. Конечно, герои не спасают принцесс в один день, и Мотылек провел много восхитительных ночей, все больше влюбляясь в Пламя".
    • Пример забавной истории: "Наступил новый год, и мы переехали в новый район, милый и … небезопасный. Так что я практически все время жил в режиме чрезвычайного положения. Кстати, это неплохо стимулирует кровяное давление".
  4. Сконцентрируйтесь на главном. Во время рассказа истории, очень важно включать в повествование детали, чтобы создать эффект погружения. Однако история не должна получиться бессвязной и затянутой. Поэтому очень важно делать акцент на главном. Опустите незначительные детали и оставьте те, что придадут истории пикантности или сделают ее понятнее.

    • Старайтесь не забегать вперед и не тормозить на месте, при необходимости добавляйте детали, чтобы увидеть ответную реакцию публики. Если им становится скучно, ускоряйтесь и переходите к главному.
  5. Повествование должно протекать логически. Именно здесь очень важно не только знать историю, но и правильно ее преподать. Вы наверняка встречали людей, которые постоянно прерывают свой рассказ словами: “Ой, я забыл(а) сказать…”. Да, не нужно быть таким человеком. Не останавливайтесь, чтобы вернуться назад. Это отвлекает внимание слушателей и путает их. История должна протекать плавно и логически.

    • Если вы забыли что-то упомянуть, влейте деталь в рассказ без прерывания основной линии. Например: “Теперь Крысолов охотился за деньгами города не просто так. Ведь ранее с ним была заключена сделка".
  6. Повествование должно иметь понятное завершение. Очень неловко, когда слушатели не уверены, закончили ли вы рассказ или нет. Так что концовка в вашей истории должна быть ярко выражена. Существует несколько вариантов завершения, например:

    • Задайте вопрос и ответьте на него. “Не безумие ли это? Поэтому я не собираюсь повторять это снова”.
    • Выведите мораль. "Это, леди и джентльмены, прекрасный пример того, почему не стоит брать своего кота на работу".
    • Тщательно подбирайте тон повествования и манеру речи. Старайтесь говорить громче и быстрее, накаляя обстановку, а затем понижайте голос и замедляйтесь, показывая, что вы подошли к концу.

    Часть 2

    Использование голоса и тела
    1. Создайте персонажей. Пусть герои вашей истории звучат по-разному. Если вы будет вживаться в разные роли, вы избежите унылого и раздражающего пустого повествования. Вы также можете сделать историю более реальной. Играйте с акцентом, речью, голосами людей. Вы можете добавить комичности, пародируя глупые или стереотипные голоса.

      • Например, передавайте голос отца чрезмерно глубоким и хриплым звуком, добавляя в диалоги особую изюминку: “[Важная часть истории] … А еще я собираюсь в гараж, чтобы построить платформу. Или часть платформы. А может быть, я посмотрю ТВ-шоу, где строят платформы".
    2. Сделайте свое повествование "большим" или "маленьким". Подбирайте звук голоса так, чтобы он был уместен в той или иной части рассказа. Меняйте интонацию, тон, громкость, чтобы история звучала спокойной или захватывающей, в зависимости от сюжета. Ускоряйтесь и говорите чуть громче ближе к концу. Замедляйтесь в самом конце.

      • Вам также следует поэкспериментировать с драматическими паузами. Недолгое молчание и выражение лица могут сделать историю значительно интереснее.
    3. Контролируйте свое выражение лица. Если вы хотите стать действительно великим рассказчиком, вы должны овладеть способностью создавать и менять выражение лица в зависимости от хода сюжета. На вашем лице фактически должна разворачиваться вся история. Если вы действительно хотите этому научиться, посмотрите видео на Youtube, введите в поисковик: John Stewart или Martin Freeman.

      • Помните, выражение лица имеет более 3 оттенков. Вы можете создать по-настоящему живые эмоции при помощи очень специфичной мимики.
    4. Говорите своими руками. Умение говорить жестами может превратить вас из действительно скучного и нудного рассказчика в человека, который приковывает все внимание в комнате. Руки передают эмоции. Руки приковывают внимание аудитории. Руки создают ощущение действия. Если вы не используете все тело, по крайне мере жестикулируйте руками во время рассказа.

      • Конечно, не стоит перебарщивать. Не нужно кого-то бить или опрокидывать свой напиток. Или выплескивать его в лицо.
    5. Играйте историю. По возможности, двигайтесь всем телом во время рассказа. Не нужно воспроизводить каждое движение, однако в ключевых моментах стоит задействовать все тело, чтобы приковать все внимание слушателя. Это также добавляет комедийный эффект.

      • Посмотрите на поведение известных людей и их мимику и жесты. Например, введите в поисковике: Groucho Marx, Rodney Dangerfield, Conan O"Brien и Robin Williams.
Поделиться