Виды крупнотоннажных контейнеров. Грузовые контейнеры: типы, конструкция, применение

Грузовой контейнер является элементом транспортного оборудования и предназначен для перевозок и временного хранения тарно-штучного груза, многократного использования в перевозке грузов на одном или нескольких видах транспорта, оборудован приспособлениями для механизированной установки и снятия его с транспортных средств.
Перевозка грузов в контейнерах позволяет полностью механизировать погрузочно-разгрузочные и складские операции, снизить их себестоимость, значительно повысить производительность труда, сократить простои подвижного состава под грузовыми операциями, полностью обеспечить сохранность грузов, исключить потери и порчу грузов в процессе транспортировки.
По назначению контейнеры делятся на две основные группы:
- общего назначения (универсальные);
- специального назначения.
Универсальные контейнеры предназначаются для перевозки обширной номенклатуры грузов и принадлежат транспортным организациям.
Специализированные контейнеры служат для доставки одного какого-либо груза или группы грузов, однородных по своим свойствам и условиям перевозки (различные виды сырья, полуфабрикаты, рудные концентраты, кислоты и т.п.). Эти контейнеры принадлежат, как правило, промышленным предприятиям.
Железнодорожный транспорт России на протяжении развития контейнерных перевозок всегда располагал большим количеством универсальных контейнеров массой брутто от нескольких сот килограммов до 30 и более т.
Универсальные контейнеры делятся на три типа: крупнотоннажные (массой брутто 10-30 т и более); унифицированные среднетоннажные (массой брутто 3-5 т) и неунифицированные малотоннажные (массой брутто менее 3 т).
Крупнотоннажные контейнеры используются во внутреннем и международном сообщениях. По конструкции они имеют прямоугольную форму и в основном цельнометаллические.
Универсальные контейнеры характеризуются рядом параметров: массой брутто, собственной массой, внутренним объемом, площадью пола, габаритными размерами и другими показателями.
Все контейнеры оборудуются специальными устройствами для застропки. В крупнотоннажных контейнерах они называются фитингами, а в среднетоннажных - рымами. Фитинги используются также для крепления контейнеров между собой и к подвижному составу.
Общий вид крупнотоннажного контейнера показан на рисунке:

Основные элементы конструкции крупнотоннажного контейнера - на этом рисунке:



В 1998 г. в стандарт, определяющий типы и параметры контейнеров, внесены изменения: максимальная масса брутто всех крупнотоннажных контейнеров длиной 6058 и 9125 мм может составлять 30,5 т, габаритная высота контейнера - 2743 мм, габаритная ширина - 2500 мм, а также в диапазоне от 2438 до 2500 мм.
Конструктивной особенностью как универсальных, так и специализированных крупнотоннажных контейнеров являются угловые фитинги (литой узел с отверстиями на каждой из трех внешних сторон), размещенные на всех углах контейнера. Верхние угловые фитинги служат для захвата контейнера спредером, снабженным поворотными штырями с заплечиками, а также для крепления контейнеров на палубе судна.
Специализированные контейнеры имеют конструктивные особенности, связанные с характеристиками перевозимых грузов. Наиболее распространены следующие типы специализированных контейнеров: рефрижераторные с автономной рефрижераторной установкой; контейнер-цистерна (танк-контейнер); контейнер для сыпучих грузов; контейнер-платформа. При этом специализированные крупнотоннажные контейнеры должны быть снабжены стандартными угловыми фитингами и иметь внешние габаритные размеры такие же, как у универсальных контейнеров.
Для захвата среднетоннажных контейнеров во всех четырех углах их крыши находятся ниши со стержнями (рымы). На всех углах крупнотоннажных контейнеров установлены захватные наугольники специальной конструкции - фитинги. Как верхние, так и нижние фитинги служат для захвата контейнера при перегрузке, а нижние, кроме того,- для крепления его на подвижном составе.
Технические требования, предъявляемые к конструкции контейнеров, зависят от типа контейнера, его назначения, условий эксплуатации и других параметров. Вместе с тем существует ряд требований, общих для всех типов контейнеров, а именно: ни одна деталь контейнера не должна выступать за пределы установленных внешних размеров при температуре 20°С; конструкция контейнеров, предназначенных для использования во внутреннем и международном сообщениях, должна отвечать требованиям Международной конвенции по безопасным контейнерам 1972 г.; верхние угловые фитинги контейнера должны выступать над верхней рамой и крышей не менее чем на 6 мм; опорные поверхности нижних угловых фитингов должны находиться на 12 +5 мм ниже продольных и поперечных балок основания контейнера.
Крупнотоннажные контейнеры должны штабелироваться в 9 ярусов, среднетоннажные - в 3 яруса, поэтому большое значение придается прочностным характеристикам контейнера. Расчетная нагрузка на каждый верхний угловой фитинг должна составлять 3,6К g, на нижний - 4,5 К g, продольная равномерно распределенная нагрузка на торцевую стенку - 0,4 (К-Т) g, на боковую стенку - 0,6 (К-Т) g, где К - максимальная масса брутто контейнера, т; g - ускорение силы тяжести, м/с²; Т - собственная масса контейнера, т.
Вертикальная сосредоточенная нагрузка на крышу контейнера в любом месте - 3 кН, вертикальная нагрузка на пол от переднего колеса погрузчика при расстоянии между вертикальными осями передних колес 760 мм - 27,3 кН.
Проверка прочностных характеристик осуществляется путем проведения испытаний: приемосдаточных, периодических и типовых (при внесении изменений в конструкцию и технологию изготовления).
Контейнеры серии 1 ИСО отличаются тем, что элементы его конструкции - фитинги, предназначенные для подъема, крепления в транспортных средствах и соединения контейнеров между собой расположены по углам контейнера. Другой конструктивной особенностью контейнеров серии 1 является то, что ни одна часть контейнера не может выступать за плоскость, проведенную через наружные поверхности угловых фитингов на любой стороне контейнера. Другими словами, каждый угловой фитинг выступает за наружный габарит контейнера, очерченный наружными плоскостями его торцовых и боковых панелей, крыши и нижней плоскости несущей конструкции.
Грузовые контейнеры серии 1 имеют каркасную конструкцию, состоящую из нижней грузовой платформы, вертикальных угловых стоек, продольных (верхних и нижних) и поперечных (верхних и нижних) балок. Несущими элементами контейнера являются вертикальные стойки и нижняя грузовая платформа.
В зависимости от назначения контейнера, от рода, перевозимого в нем груза, во внутренний объем каркаса монтируется емкость, для размещения в ней соответствующего груза.
Для перевозки грузов широкой номенклатуры каркас контейнера просто закрывается плоскими или гофрированными листами металла, в торцовой части контейнера монтируется дверной проем. Дверной проем в универсальном крупнотоннажном контейнере может быть устроен в одном или в двух торцах, а также сбоку с одной или с двух сторон.
Контейнеры для грузов, требующих особых условий перевозок, жидких, газообразных, требующих охлаждения или подогрева, сыпучих грузов оборудуются холодильным или нагревательным оборудованием, теплоизоляцией, цистернами, бункерами, решетками и пр., так, чтобы ни одна часть встроенного оборудования не выходила за указанный выше габарит каркаса контейнера.
Выбор основных параметров контейнеров определяется требованиями обеспечения наиболее эффективной перевозки их на железнодорожных платформах и автомобилях, свойствами перевозимых в контейнерах грузов, также технологическими процессами предприятий, производящих и потребляющих перевозимые товары.
Степень использования вместимости контейнера оценивается коэффициентом φ:

Где: V - полный полезный или геометрический объём контейнера в м 3 ;
V n - погрузочный объём контейнера в м 3 .

Погрузочный объём определяет использование грузоподъёмности контейнера:

Где Р - грузоподъёмность контейнера в т;
γ - объёмный вес груза в м 3 /т.

Удельный объём контейнера V у (м 3 /т) - количество кубических метров полного объёма кузова, приходящегося на 1 т его номинальной грузоподъёмности:

V у = V / P = V n / (P φ)


Удельная площадь контейнера F у - отношение площади пола контейнера к его грузоподъёмности:

F у = F / P = V n / (P H φ)

Где F - полная площадь пола в м 2 ;
Н - высота погрузки в м.

Коэффициент тары контейнера характеризует отношение собственного веса контейнера к его грузоподъёмности:

Где Т к - тара контейнера в т;
Р - грузоподъёмность контейнера в т.

При сравнении выгодности перевозки грузов без тары в контейнерах и затарированных в крытых вагонах определяется погрузочный коэффициент тары вагона и контейнера к п с учётом тары груза по формуле:

K n = (T к + T) / P к

Где Т - вес тары вагона (платформы) в т;
Т к - вес комплекта контейнеров в т;
Р к - подъёмная сила комплекта контейнеров в т.

КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

ГОСТ 18477-79

(СТ СЭВ 772-83)

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

Типы, основные параметры и размеры

Universal containers. Types.

Basic parameters and dimensions

ГОСТ
18477-79*

(СТ СЭВ 772-83)

Взамен
ГОСТ 18477-73

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14 сентября 1979 г. № 3572 срок введения установлен Проверен в 1984 г. Постановлением Госстандарта с 01.01.80 , от 07.12.84 № 4170 срок действия продлен до 01.01.90

Несоблюдение стандарта преследуется по закону

Настоящий стандарт распространяется на универсальные унифицированные контейнеры, предназначенные для перевозки грузов преимущественно без транспортной тары железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, включая крупнотоннажные контейнеры кодов 00-04, 10, 11, 13, 50-53 по ГОСТ 25290-82, а также на универсальные автомобильные контейнеры для прямых перевозок указанных грузов на автомобильном транспорте. Стандарт не распространяется на универсальные крупнотоннажные контейнеры других кодов, на универсальные контейнеры, обладающие повышенными по сравнению с устанавливаемыми настоящим стандартом размерами и массой брутто, на универсальные авиационные и специализированные (индивидуальные и групповые) контейнеры. В стандарте полностью учтены требования международных стандартов ИСО 668, ИСО 1161, ИСО 1496/1. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 772-83.

1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от величины массы брутто и конструкции подъемных (строповочных) устройств контейнеры должны изготовляться трех типов: крупнотоннажные - массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами; среднетоннажные - массой брутто от 3 до 10,0 т с рымными узлами; малотоннажные - массой брутто менее 3 т с рымными узлами. (Измененная редакция, Изм. № 3). 1.2. Основные параметры контейнеров должны соответствовать указанным в табл. 1.

Таблица 1

Тип контейнера

Обозначение типоразмера

Масса брутто, т

Внутренний объем, м 3 , не менее

Крупнотоннажные

Среднетоннажные

Малотоннажные

* Определяют расчетом в зависимости от принятой высоты контейнера. ** К строительству в СССР не приняты. Параметры учитывают при проектировании подвижного состава. *** Повышение массы брутто контейнеров с 5 до 6 т осуществляют в сроки, устанавливаемые нормативными документами транспортных министерств.
(Измененная редакция, Изм. № 1, 2, 3). 1.3. Контейнеры УУК-5У предназначены для перевозки грузов с объемной массой более 490 кг/ м 3 . 1.4. Крупнотоннажные и среднетоннажные контейнеры всех типоразмеров должны изготовляться закрытыми и открытыми со съемной крышей, съемным тентом или без них. Внутренний объем открытых контейнеров типоразмеров 1СС и 1C должен быть соответственно не менее 31,5 и 29,5 м 3 , контейнеров других типоразмеров - по согласованию с транспортными министерствами. (Новая редакция, Изм. № 3). 1.5. (Исключен, Изм. № 2). 1.6. Условное обозначение контейнера должно состоять из обозначения типоразмера и обозначения настоящего стандарта. В условном обозначении крупнотоннажного контейнера, кроме того, указывают код по ГОСТ 25290-82. Примеры условного обозначения: универсального унифицированного закрытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 30,48 т, высотой 2591 мм, с естественной вентиляцией при общей площади поперечного сечения вентиляционных отверстий менее 25 см 2 /м номинальной длины контейнера:

1АА ГОСТ 18477-79 код 10 ГОСТ 25290-82

То же, открытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 24 т, высотой менее 2438 мм, с проемом в одном торце:

1СХ ГОСТ 18477-79 код 50 ГОСТ 25290-82

То же, среднетоннажного контейнера номинальной и предельной массой брутто 5 т, высотой 2400 мм:

УУК-5 ГОСТ 18477-79

То же, среднетоннажного контейнера номинальной массой брутто 3 т и предельной 5 т, высотой 2591 мм:

УУКП-3(5) ГОСТ 18477-79

Автомобильного универсального малотоннажного контейнера массой брутто 1,25 т:

АУК-1,25 ГОСТ 18477-79.

Основные наружные и внутренние размеры крупнотоннажных, среднетоннажных и малотоннажных контейнеров должны соответствовать указанным на черт. 1- 6 и табл. 2.

Таблица 2

Обозначение типоразмера

Номер чертежа

Наружные

Внутренние, не менее

Длина L

Ширина В

Высота Н

Длина l

Ширина b

Высота h

* Определяют расчетом в зависимости от принятой наружной высоты контейнера. Примечания: 1. Внутреннюю высоту открытых контейнеров со съемной крышей, съемным тентом или без них типоразмеров 1АА и 1СС кодов 50-53 допускается уменьшать по согласованию между изготовителем и заказчиком до 2311 мм и типоразмеров 1А, 1C и 1 D - до 2158 мм при соответствующем изменении внутреннего объема. 2. Высота открытых контейнеров типоразмеров 1АХ, 1ВХ, 1СХ и 1 DX с учетом возможности их двухъярусной перевозки на железнодорожном транспорте не должна превышать 1580 мм. Любая большая высота в пределах до 2438 мм должна согласовываться с МПС. 3. Размеры, указанные в табл. 2 и примечаниях к ней, действительны при температуре 20 °С.
(Новая редакция, Изм. № 3).

2. РАЗМЕРЫ ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ КОНТЕЙНЕРОВ

(Измененная редакция, Изм. № 3). 2.1. Ширина и высота торцевого дверного проема закрытых контейнеров должны быть равны внутренней ширине и высоте контейнера или иметь размеры не менее указанных в табл. 3.

Таблица 3

Обозначение

Торцевые дверные проемы контейнеров в свету, мм, не менее

* Торцевым считают дверной проем, размещенный в одной из стенок с наименьшей длиной. ** У контейнеров типоразмеров АУК-1,25 и АУК-0,625 вместо торцевых следует устраивать боковые двери.
(Измененная редакция, Изм. № 3). 2.2. По требованию заказчика закрытые контейнеры кодов 02 и 04 типоразмеров 1АА, 1А, 1СС и 1C сле дует выполнять с боковыми дверными проемами шириной 2790 мм и высотой 2076 мм (1А, 1C) или 2200 мм (1АА, 1СС). Внутренняя ширина таких контейнеров, а также открытых контейнеров кодов 52 и 53 может быть уменьшена по сравнению с указанной в табл. 2 в пределах, согласованных с заказчиком. (Новая редакция, Изм. № 3).

Крупнотоннажные контейнеры

Примечание. Черт. 1- 9 не определяют конструкцию контейнера.

Среднетоннажные контейнеры УУКП-5(6), УУКП-5, УУК-5(6) и УУК-5

(Измененная редакция, Изм. № 3 ).

Среднетоннажные контейнеры УУК-5 с угловыми фитингами

Примечание. Применение контейнера УУК-5 с угловыми фитингами допускается только при наличии согласия транспортных министерств, участвующих в их перевозках.

Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3(5), УУК-3(5) и УУК-3

Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3(5), УУК-3(5) и УУК-3

Черт. 4 и 5. (Измененная редакция, Изм. № 1, 3 ).

Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625

(Измененная редакция, Изм. № 3 ). 2.3. При наличии у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУКП-3(5), УУК-3(5) и УУК-3 боковой двери (черт. 4) вместо торцовой ширина и высота дверного проема должны быть равны внутренним длине и высоте этих контейнеров. Если такое равенство обеспечить невозможно, то ширина бокового дверного проема у контейнеров всех указанных типоразмеров должны быть не менее 1950 мм, а высота - не менее 2090 мм у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУК-3(5), УУК-3 и не менее 2280 мм - у контейнера типоразмера УУКП-3(5). Размеры бокового дверного проема контейнеров типоразмеров УУКП-5(6), УУКП-5, УУК-5(6) и УУК-5 устанавливаются транспортными министерствами. (Новая редакция, Изм. № 3). 2.4. Размеры угловых, фитингом и их расположение на крупнотоннажных контейнерах - по ГОСТ 20527-82. 2.5. Размеры и расположение рымных узлов закрытых среднетоннажных контейнеров - по ГОСТ 18579-79 и приведенным на черт. 2- 5, открытых среднетоннажных - по утвержденной конструкторской документации, автомобильных малотоннажных - по ГОСТ 22225-76. (Новая редакция, Изм. № 3). 2.6. При оборудовании угловыми фитингами контейнеров типоразмера УУК-5 их расположение должно соответствовать указанному на черт. 3. Разница между расстояниями, замеренными между центрами отверстий диагонально противоположных угловых фитингов, не должна превышать 5 мм. 2.7. Размеры и размещение закрытых снизу вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1 CC , 1C, 1СХ, 1 D и 1 DX с торцевыми дверями должны соответствовать указанным на черт. 7 и в табл. 4. При наличии у контейнеров типоразмеров 1 CC , 1C и 1СХ второй пары вилочных проемов расстояние между их вертикальными осями должно соответствовать указанному на черт. 7 и в табл. 4. Ширина и высота открытых снизу вилочных проемов и расстояние между их вертикальными осями у среднетоннажных контейнеров должны быть одинаковыми у контейнеров всех типоразмеров и соответственно составлять 300, 100 и 950 мм. Примечания: 1. Вторая внутренняя пара вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1 CC , 1 C и 1СХ предназначена для использования только при подъеме порожних контейнеров. 2. Крупнотоннажные контейнеры с боковыми дверями вилочными проемами не оборудуются. (Измененная редакция, Изм. № 3 ).

Таблица 4

Типоразмеры контейнеров

Размеры, мм

Первая пара вилочных проемов (для груженых или порожних контейнеров)

Вторая пара вилочных проемов (только для порожних контейнеров)

a

b

c

d

b 1

c 1

Примечание . c и c 1 - высотапроема в свету.

1 - часть стенки, включая выступающие заклепки и головки болтов, не должна отстоять от внутренней грани предохранительной полосы (планки, кромки) более чем на 12 -2 мм; 2 - полка балки в зоне контакта с лапой захвата должна быть плоской и горизонтальной и образовывать с предохранительной полосой прямой угол; 3 - нижняя поверхность нижних угловых фитингов

(Измененная редакция, Изм. № 3 ). Примечание. Размеры и размещение подхватных устройств в основании контейнеров типоразмеров 1 AX , 1СХ, 1 D Х такие же, как соответственно у контейнеров типоразмеров 1АА (1А), 1СС (1C) и 1 D .

1 - поверхность торцовой стенки; 2 - нижняя поверхность поперечных элементов основания

Примечания: 1. Высоту паза Н проверяют на расстоянии 600 мм от его конца. 2. Опорные поверхности паза могут быть сплошными с минимальной длиной, приведенной в табл. 5, и иметь сечение, показанное на чертеже жирными линиями или состоять из отдельных площадок, отвечающих требованиям ГОСТ 20259-80.

Таблица 5

Размеры мм

L

B max

B 1

B 2

H

h

c

ГОСТ 18477-79

Группа Д88

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

КОНТЕЙНЕРЫ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

Типы, основные параметры и размеры

Universal containers. Types, basic parameters and dimensions


МКС 55.180.10
ОКП 31 7710

Дата введения 1980-01-01

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ДАННЫЕ

1. РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН Министерством путей сообщения

2. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 14.09.79 г. N 3572

3. Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 772-83, международным стандартам ИСО 668, ИСО 1161, ИСО 1496-1

4. ВЗАМЕН ГОСТ 18477-73

5. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ

Номер раздела, пункта

Вводная часть, 1.6

_______________
* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 52524-2005 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

6. Ограничение срока действия снято по протоколу N 2-92 Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации (ИУС 2-93)

7. ИЗДАНИЕ (ноябрь 2004 г.) с Изменениями N 1, 2, , утвержденными в июле 1982 г., декабре 1984 г., феврале 1988 г. (ИУС 10-82, 3-85, 5-88)


Настоящий стандарт распространяется на универсальные унифицированные контейнеры, предназначенные для перевозки грузов преимущественно без транспортной тары железнодорожным, водным и автомобильным транспортом, включая крупнотоннажные контейнеры кодов 00-04, 10, 11, 13, 50-53 по ГОСТ 25290 , а также на универсальные малотоннажные автомобильные контейнеры для прямых перевозок указанных грузов на автомобильном транспорте.

Стандарт не распространяется на универсальные крупнотоннажные контейнеры других кодов, на универсальные контейнеры, обладающие повышенными по сравнению с устанавливаемыми настоящим стандартом размерами и массой брутто, на универсальные авиационные и специализированные (индивидуальные и групповые) контейнеры.

В стандарте полностью учтены требования международных стандартов ИСО 668, ИСО 1161, ИСО 1496-1.

Стандарт полностью соответствует СТ СЭВ 772-83.


1. ТИПЫ, ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И РАЗМЕРЫ

1.1. В зависимости от величины массы брутто и конструкции подъемных (строповочных) устройств контейнеры должны изготовляться трех типов:

- крупнотоннажные - массой брутто от 10 т и выше с угловыми фитингами;

- среднетоннажные - массой брутто от 3 до 10 т с рымными узлами;

- малотоннажные - массой брутто менее 3 т с рымными узлами.

1.2. Основные параметры контейнеров должны соответствовать указанным в табл.1.

Таблица 1

Тип контейнера

Обозначение типоразмера

Масса брутто, т

Внутренний объем, м, не менее

Крупнотоннажные

Среднетоннажные

УУКП-5 (6)

УУК-5 (6)

УУКП-3 (5)

УУК-3 (5)

Малотоннажные

АУК-0,625

_______________
* Определяют расчетом в зависимости от принятой высоты контейнера.

** К строительству в СССР не приняты. Параметры учитывают при проектировании подвижного состава.

*** Повышение массы брутто контейнеров с 5 до 6 т осуществляют в сроки, устанавливаемые нормативными документами транспортных министерств.

1.1, 1.2. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).

1.3. Контейнеры УУК-5У предназначены для перевозки грузов с объемной массой более 490 кг/м.

1.4. Крупнотоннажные и среднетоннажные контейнеры всех типоразмеров должны изготовляться закрытыми и открытыми со съемной крышей, съемным тентом или без них.

Внутренний объем открытых контейнеров типоразмеров 1СС и 1C должен быть соответственно не менее 31,5 и 29,5 м, контейнеров других типоразмеров - по согласованию с транспортными министерствами.

(Измененная редакция, Изм. N 3).

1.5. (Исключен, Изм. N 2).

1.6. Условное обозначение контейнера должно состоять из обозначения типоразмера и обозначения настоящего стандарта. В условном обозначении крупнотоннажного контейнера, кроме того, указывают код по ГОСТ 25290 .

Примеры условного обозначения:

универсального унифицированного закрытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 30,48 т, высотой 2591 мм, с естественной вентиляцией при общей площади поперечного сечения вентиляционных отверстий менее 25 см/м, номинальной длины контейнера:

1АА ГОСТ 18477-79 код 10 ГОСТ 25290-82

То же, открытого крупнотоннажного контейнера массой брутто 24 т, высотой менее 2438 мм, с проемом в одном торце:

1СХ ГОСТ 18477-79 код 50 ГОСТ 25290-82

То же, среднетоннажного контейнера номинальной и предельной массой брутто 5 т, высотой 2400 мм:

УУК-5 ГОСТ 18477-79

То же, среднетоннажного контейнера номинальной массой брутто 3 т и предельной 5 т, высотой 2591 мм:

УУКП-3 (5) ГОСТ 18477-79


Автомобильного универсального малотоннажного контейнера массой брутто 1,25 т:

АУК-1,25 ГОСТ 18477-79.

Основные наружные и внутренние размеры крупнотоннажных, среднетоннажных и малотоннажных контейнеров должны соответствовать указанным на черт.1-6 и табл.2.

Черт.1. Крупнотоннажные контейнеры

Крупнотоннажные контейнеры

Примечание. Черт.1-9 не определяют конструкцию контейнера.

Черт.2. Среднетоннажные контейнеры УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5

Среднетоннажные контейнеры УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5

Черт.3. Среднетоннажные контейнеры УУК-5 с угловыми фитингами

Среднетоннажные контейнеры УУК-5 с угловыми фитингами

Примечание. Применение контейнера УУК-5 с угловыми фитингами допускается только при наличии согласия транспортных министерств, участвующих в их перевозках.

Черт.4. Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Среднетоннажные контейнеры УУК-3

Черт.5. Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Среднетоннажные контейнеры УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3

Черт.6. Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625

Малотоннажные контейнеры АУК-1,25 и АУК-0,625

Черт.6

Таблица 2

Обозначение
типоразмера

Размеры

Номер чертежа

наружные

внутренние, не менее

Ширина

Высота

Ширина

Высота

УУКП-5 (6)

УУК-5 (6)

УУКП-3 (5)

УУК-3 (5)

АУК-0,625

_______________
* Определяют расчетом в зависимости от принятой наружной высоты контейнера.

Примечания:

1. Внутреннюю высоту открытых контейнеров со съемной крышей, съемным тентом или без них типоразмеров 1АА и 1СС кодов 50-53 допускается уменьшать по согласованию между изготовителем и заказчиком до 2311 мм и типоразмеров 1А, 1C и 1D - до 2158 мм при соответствующем изменении внутреннего объема.

2. Высота открытых контейнеров типоразмеров 1АХ, 1ВХ, 1СХ и 1DX с учетом возможности их двухъярусной перевозки на железнодорожном транспорте не должна превышать 1580 мм. Любая большая высота в пределах до 2438 мм должна согласовываться с МПС.

3. Размеры, указанные в табл.2 и примечаниях к ней, действительны при температуре 20 °С.



2. РАЗМЕРЫ ДВЕРНЫХ ПРОЕМОВ И ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ КОНСТРУКЦИИ КОНТЕЙНЕРОВ

2.1. Ширина и высота торцевого дверного проема закрытых контейнеров должны быть равны внутренней ширине и высоте контейнера или иметь размеры не менее указанных в табл.3.

Таблица 3

Обозначение типоразмеров

Размеры торцевых дверных* проемов, не менее

Ширина

Высота

УУК-3 (5)

АУК-1,25**

АУК-0,625**

_______________
* Торцевым считают дверной проем, размещенный в одной из стенок с наименьшей длиной.

** У контейнеров типоразмеров АУК-1,25 и АУК-0,625 вместо торцевых следует устраивать боковые двери.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 3).

2.2. По требованию заказчика закрытые контейнеры кодов 02 и 04 типоразмеров 1АА, 1А, 1С и 1C* следует выполнять с боковыми дверными проемами шириной 2790 мм и высотой 2076 мм (1А, 1C) или 2200 мм (1АА, 1СС). Внутренняя ширина таких контейнеров, а также открытых контейнеров кодов 52 и 53 может быть уменьшена по сравнению с указанной в табл.2 в пределах, согласованных с заказчиком.
_______________
* Текст соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

2.3. При наличии у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУКП-3 (5), УУК-3 (5) и УУК-3 боковой двери (черт.4) вместо торцевой ширина и высота дверного проема должны быть равны внутренним длине и высоте этих контейнеров. Если такое равенство обеспечить невозможно, то ширина бокового дверного проема у контейнеров всех указанных типоразмеров должны быть не менее 1950 мм, а высота - не менее 2090 мм у контейнеров типоразмеров УУК-5У, УУК-3 (5), УУК-3 и не менее 2280 мм - у контейнера типоразмера УУКП-3 (5).

Размеры бокового дверного проема контейнеров типоразмеров УУКП-5 (6), УУКП-5, УУК-5 (6) и УУК-5 устанавливаются транспортными министерствами.

2.2, 2.3. (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.4. Размеры угловых фитингов и их расположение на крупнотоннажных контейнерах - по ГОСТ 20527 .

2.5. Размеры и расположение рымных узлов закрытых среднетоннажных контейнеров - по ГОСТ 18579 и приведенным на черт.2-5, открытых среднетоннажных - по утвержденной конструкторской документации, автомобильных малотоннажных - по ГОСТ 22225 .

(Измененная редакция, Изм. N 3).

2.6. При оборудовании угловыми фитингами контейнеров типоразмера УУК-5 их расположение должно соответствовать указанному на черт.3.

Разница между расстояниями, замеренными между центрами отверстий диагонально противоположных угловых фитингов, не должна превышать 5 мм.

2.7. Размеры и размещение закрытых снизу вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C, 1СХ, 1D и 1DX с торцевыми дверями должны соответствовать указанным на черт.7 и в табл.4.

Черт.7. Размеры и размещение закрытых снизу вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C, 1СХ, 1D и 1DX с торцевыми дверями


Таблица 4

Размеры, мм

Типоразмер контейнера

Первая пара вилочных проемов (для груженых или порожних контейнеров)

Вторая пара вилочных проемов (только для порожних контейнеров)

не менее

не менее

Примечание. и - высота проема в свету.


При наличии у контейнеров типоразмеров 1СС, 1C и 1СХ второй пары вилочных проемов расстояние между их вертикальными осями должно соответствовать указанному на черт.7 и в табл.4. Ширина и высота открытых снизу вилочных проемов и расстояние между их вертикальными осями у среднетоннажных контейнеров должны быть одинаковыми у контейнеров всех типоразмеров и соответственно составлять 300, 100 и 950 мм.

Примечания:

1. Вторая внутренняя пара вилочных проемов у контейнеров типоразмеров 1СС и 1C и 1СХ предназначена для использования только при подъеме порожних контейнеров.

2. Крупнотоннажные контейнеры с боковыми дверями вилочными проемами не оборудуются.

2.8. Размеры и размещение подхватных устройств в основании крупнотоннажных контейнеров, применение которых допускается, но не является обязательным, должны соответствовать указанным на черт.8.

Черт.8. Размеры и размещение подхватных устройств в основании крупнотоннажных контейнеров

1 - часть стенки, включая выступающие заклепки и головки болтов, не должна отстоять
от внутренней грани предохранительной полосы (планки, кромки) более чем на 12 мм;
2 - полка балки в зоне контакта с лапой захвата должна быть плоской и горизонтальной и образовывать
с предохранительной полосой прямой угол; 3 - нижняя поверхность нижних угловых фитингов

2.7, 2.8 (Измененная редакция, Изм. N 3).

2.9. Размеры паза (туннеля) в основании контейнеров типоразмеров 1АА, 1А и 1АХ, выполняемого по требованию заказчика, должны соответствовать указанным на черт.9 и в табл.5.

Черт.9. Размеры паза (туннеля) в основании контейнеров типоразмеров 1АА, 1А и 1АХ,

1 - поверхность торцовой стенки; 2 - нижняя поверхность поперечных элементов основания

Примечания:

1. Высоту паза Н проверяют на расстоянии 600 мм от его конца.

2. Опорные поверхности паза могут быть сплошными с минимальной длиной, приведенной в табл.5, и иметь сечение, показанное на чертеже жирными линиями, или состоять из отдельных площадок, отвечающих требованиям ГОСТ 20259 .

Таблица 5

Размеры, мм

Высота

От 3150
до 3500

От 1070
до 1130

От 35
до 70


(Измененная редакция, Изм. N 1).



Электронный текст документа подготовлен
АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: ИПК Издательство стандартов, 2004

  • DC (Dry Cube), GP (General Purpose) и DV (Dry Van) - разные обозначения стандартных универсальных контейнеров, тип 1СС или 1АА, также их называют сухогрузные контейнеры.
  • HC (High Cube) - такой же как DC, но высокий контейнер или контейнер увеличенного объема, тип 1ССС либо 1ААА.
  • PW (Pallet Wide) - универсальный контейнер, но чуть шире стандартного, т.е. палетной ширины. Габаритная ширина такого контейнера 2500 мм, внутри по ширине помещаются два европоддона.
  • OT (Open Top) - специализированный контейнер, у которого съемные: крыша из брезентового тента и верхняя торцевая балка над дверями.
  • HT (Hard Top) - то же, что ОТ контейнер, но со съемной металлической крышей.
  • UP (Upgraded) - контейнер повышенной прочности и увеличенной грузоподъемности.
  • FR (Flat Rack) и PL (Platform) - контейнер-платформа.
  • SB (Swap Bodies) - автомобильный контейнер.
  • Tank containers - контейнер-цистерна.

Термины и определения

Грузовой контейнер - единица транспортного оборудования многократного применения, предназначенная для перевозки и временного хранения грузов без промежуточных перегрузок, удобная для механизированной загрузки и разгрузки, погрузки и выгрузки; внутренний объем - 1м3 и более.

Крупнотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого равна 10 000 и более.

Среднетоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого не менее 3 000, но не более 10 000.

Малотоннажный контейнер - грузовой контейнер, максимальная масса брутто которого менее 3 000.

Универсальный контейнер - грузовой контейнер для штучных грузов широкой номенклатуры, укрупненных грузовых единиц и тарно-штучных грузов.

Специализированный контейнер - грузовой контейнер для грузов ограниченной номенклатуры или грузов отдельных видов.

Контейнер-цистерна - специализированный контейнер, состоящий из каркаса (рамных элементов), цистерны или цистерн, укомплектованный арматурой и другими устройствами, с выгрузкой груза, как под действием силы тяжести, так и под давлением, и предназначенный для перевозки сжиженных газов, жидких или сыпучих грузов.

Контейнер для перевозки навалочных грузов без давления типа "бокс" - контейнер прямоугольной конструкции, с дверным проемом как минимум на одной торцевой стенке и выгрузкой под действием силы тяжести. Допускается использование такого контейнера в качестве универсального.

Контейнер-платформа - контейнер, имеющий только основание с полом, снабженное, кроме нижних угловых фитингов, верхними угловыми фитингами.

Изотермический контейнер - специализированный контейнер, стенки, пол, крыша и двери которого покрыты или изготовлены из теплоизоляционного материала, ограничивающего теплообмен между внутренним объемом контейнера и окружающей средой.

Рефрижераторный контейнер - изотермический контейнер, имеющий холодильное оборудование (например, механический компрессор, абсорбционную установку и т.п.)

Классификация контейнеров

В соответствии со стандартом ISO 830 под грузовым контейнером понимается предмет транспортного оборудования:

  • имеющий постоянный характер в силу этого достаточно прочный, чтобы быть пригодным для многократного использования;
  • специальной конструкции, позволяющей осуществлять перевозку грузов одним или несколькими видами транспорта без промежуточной перевозки грузов;
  • снабженный приспособлениями, позволяющими осуществлять его перегрузку, в частности передачу с одного вида транспорта на другой;
  • изготовленный таким образом, чтобы максимально облегчить процессы его загрузки-разгрузки.

Контейнеры классифицируются по четырем основным признакам: назначению, конструкции, величине массы брутто и нетто, сфере обращения.

По назначению - контейнеры подразделяются на универсальные, предназначенные для перевозки тарно-штучных грузов, и специализированные, предназначенные для перевозки сыпучих материалов, жидких, рефрижераторных, газообразных и других грузов.

По конструкции - контейнеры делятся на крытые и открытые, водонепроницаемые и негерметизированные, металлические и из полимерных материалов с металлическим каркасом и т.д.

По величине массы брутто и нетто - контейнеры подразделяются в соответствии с рекомендованными ISO (Международной организацией по стандартизации) фиксированными величинами. Наиболее распространенными являются контейнеры массой 30 и 20 т., с неизменной шириной 8 футов (2,438 м). Высота контейнеров различна: 8 футов (2,438 м), 8,5 футов (2,59м), 9 футов (2,74 м) и 9,5 футов (2,896м). В настоящее время в основном эксплуатируются контейнеры высотой 8,5 футов (2,59м) и реже 9,5 футов (2,896м). Для перевозки тяжелых грузов, не подверженных порче при любых погодных условиях, применяются контейнеры без крыши высотой, равной 0,5 стандартной, а также контейнеры-платформы - флеты (flats) - для укладывания на них габаритных грузов. Длина контейнеров: 40, 30, 20 и 10 футов.

По сфере обращения - контейнеры делятся на международные, магистральные, допущенные к перевозке на одном или нескольких видах транспорта внутри одного государства, внутризаводские.

Классификация контейнеров по назначению

По назначению контейнеры подразделяют на универсальные и специализированные.

Универсальные контейнеры - это общее определение, применимое для всех типов контейнеров, предназначенных для перевозки широкой номенклатуры генеральных грузов. Универсальные контейнеры, перевозимые на подвижном составе всех основных видов транспорта, в зависимости от массы брутто подразделяются на три категории:

  • крупнотоннажные массой брутто от 10 000 и выше;
  • среднетоннажные массой брутто от 3 000 до 10 000;
  • малотоннажные массой брутто менее 3 000.

Основные характеристики универсальных контейнеров международного класса

Показать таблицу (открывается в отдельном окне).

Поделиться