Путешествие в храм гроба господня (фото). Кувуклия в храме гроба господня или как я не попал в главную христианскую святыню

Как гласит Священное писание, Храм Гроба Господня в был построен на месте распятия Иисуса. Именно здесь, по преданию, он был погребен, а затем воскрес чудесным образом. Это место - одно из самых главных для христиан всего мира.

История храма Гроба Господня очень древняя. Самая первая церковь здесь была построена матерью императора Константина по имени Елена, которая приняла христианство, будучи уже в преклонном возрасте. Там, где сегодня находится знаменитый храм Гроба Господня, существовал в те времена храм одной из языческих богинь – Венеры. Войдя в его подземелье, Елена первой обнаружила вход в ту пещеру, в которой находились Гроб Господень и крест - распятие Спасителя.


На протяжении веков храм Воскресения Христова не один раз разрушался и подвергался перестройкам, а также переходил в ведение то мусульманских, то христианских правителей. В 1810 году церковь была восстановлена после ужасного пожара.

Ныне храм Гроба Господня в Иерусалиме имеет три части: это храм Воскресения, храм на Голгофе и часовня Гроба Господня. Данная территория разделена между армянской, сирийской, греко-православной, коптской, эфиопской и, конечно, римско-католической конфессиями по соглашению 1852 года. Каждая из этих конфессий молится в храме в строго определенное именно для нее время. Для предотвращения конфликтов ключи от здания храма еще с XII века хранятся в семье мусульман, где они передаются по наследству старшему из сыновей. Любые изменения в храме Гроба Господня могут быть сделаны только при общем согласии представителей всех конфессий.


Экскурсия в храм Гроба Господня

Все местные экскурсии начинаются у центрального арочного входа, рядом с которым на мраморном полу лежит так называемый Камень миропомазания. На нем Никодим и Иосиф смазывали тело Иисуса маслами перед погребением. Сразу за Камнем начинается храм Воскресения. Слева же от камня расположилась центральная часть храма - Ротонда - круглое помещение с колоннами и куполом. В отверстие этого купола храма Гроба Господня проникает свет солнца, а накануне Пасхи - Благодатный Огонь. На куполе изображены 12 лучей, символизирующих 12 апостолов, а деление каждого из лучей на три части является символом триединого Бога.


В Ротонде расположена Кувуклия храма Гроба Господня. Эта часовня из мрамора делится на две части: первая – это Гроб Господень, а вторая – так называемый придел Ангела. Через окошки последнего передается Благодатный Огонь, сходящий ко всем прихожанам накануне Святой Пасхи.


Непосредственно Гроб Господень является маленькой пещерой, в которой с трудом помещается 3-4 человека. По преданию, на этом погребальном ложе и покоилось тело Христа. На стенах Гроба Господня висят католические и армянские иконы, изображающие воскресение Христа Спасителя и Деву Марию с младенцем на руках.


Еще одна святыня храма Воскресения Христова - это, конечно, Голгофа. Здесь стояли три креста. Места двух из них, на которых были казнены разбойники, обведены черными кругами, а место третьего креста, на котором казнили самого Христа – серебряным кругом. Вершина Голгофы разделена на католическую и православную части, в каждой из которых происходят церковные службы. На современную Голгофу ведет древняя лестница.


В центре третьей части храма, которая именуется храмом Воскресения, стоит каменная ваза, символизируя «пуп земли». Именно в этом месте Бог создал Адама. Считается, что в подземелье храма Воскресения царица Елена и увидела крест. Иконы, находящиеся в Храме Воскресения, повествуют о распятии и воскресении Христа.


Купола иерусалимского храма украшены мозаикой с изображениями Божьей Матери, Христа Спасителя, Архангелов Михаила и Гавриила, Иоанна Крестителя, серафимов и херувимов.


Храм Гроба Господня в Израиле сегодня - это святой центр христианской религии, к которому ежегодно совершают паломничество многочисленные верующие со всего мира.


Каждый турист и паломник, попавший в Иерусалим, старается посетить храм Воскресения, более известный под названием . Ведь именно на месте, где располагается храм, совершились события, изменившие ход истории человечества: казнь, погребение и воскресение Иисуса Христа.

Храм представляет собой огромный архитектурный комплекс, состоящий из нескольких десятков строений.

Основные и наиболее почитаемые из них - алтари на Голгофе и Кувуклия, куда в день православной Пасхи каждый год сходит благодатный огонь.

Слово «кувуклия» в переводе с греческого обозначает «ложница, покой, царская опочивальня». По сути, Кувуклия - это купольная часовня. Она находится в центре ротонды величественного храма Воскресения. Размеры часовни невелики: шесть на восемь метров. В ней две комнаты: Святой Гроб - крохотная погребальная камера (2 × 2 метра), практически половину которой занимает каменное ложе (аркосалий), и проходная комната - придел Ангела (3,4 × 4 метра). Последний назван так потому, что именно здесь, по свидетельству Евангелия, жены-мироносицы, явившиеся для ритуального умащения тела распятого Христа, застали сидящего ангела, который возвестил о воскресении Спасителя: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь - Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь» (Мф. 28: 2–6). Попасть в погребальную камеру можно лишь через придел Ангела.

История Кувуклии

В период Второго Храма (516 г. до н. э. - 70 г. н. э.) близ Голгофы возникли каменоломни. Со временем богатые горожане стали приобретать участки каменоломен под гробницы. Одним из владельцев такой гробницы был Иосиф Аримафейский - тайный ученик Христа. В принадлежавшую ему пещеру и принесли тело распятого Господа, а затем положили его по еврейскому обычаю: головой на запад, ногами на восток.

В 325–335 гг. по приказу римского императора Константина Великого и его матери, царицы Елены, над местом погребения Христа был построен храм Гроба Господня. В 614 году здание было разрушено в ходе завоевательного похода персидского царя Хосрова II Парвиза. Иерусалимский патриарх Модест восстановил святыню. Однако в 1009 году обновленный Модестом храм был вторично разрушен - на этот раз арабами. Отстроить часовню на месте захоронения Спасителя удалось лишь через 30 с лишним лет византийскому правителю Константину Мономаху. По свидетельству паломников, сооружение не было закончено и находилось в довольно плачевном состоянии. В XII веке его привели в более-менее надлежащий вид крестоносцы.

В 1555 году храм Гроба Господня вместе с Кувуклией был перестроен под руководством члена францисканского ордена Бонифация Рагузского. Новое здание простояло 250 лет. В 1808 году ротонду вокруг часовни и частично придел Голгофы уничтожил страшный пожар. Через два года после бедствия Кувуклия была отстроена заново по проекту греческого зодчего Николая Комина (1770–1821) из города Митилини.

С тех пор Кувуклия сохранилась до наших дней в практически нетронутом виде. Только пострадала при землетрясении 1927 года, после чего ее укрепили снаружи металлическими стяжками и балками.

Убранство Кувуклии

Главная святыня часовни - ложе Гроба Господня, или, по-старославянски, святая лавица. Ложе закрыто беломраморными плитами, чтобы уберечь его от попыток ревностных паломников отколоть частицу реликвии. На верхней плите хорошо заметна поперечная трещина, о происхождении которой рассказывают разные легенды. Согласно одной из них, трещина появилась во времена арабских завоеваний, когда мусульмане пытались взять плиту для украшения мечети.

Ложе служит алтарем. Ежедневно на нем совершают три литургии: по православному, католическому и армянскому обрядам.

Над святой лавицей подвешены 43 серебряные лампады, принадлежащие разным христианским конфессиям (по 13 - православным, католикам и армянам и 4 - коптам).

Вокруг ложа проходит небольшой мраморный карниз, уставленный свечами и сосудами с живыми цветами. На стенах над карнизом располагаются иконы. Напротив входа в погребальную камеру висит православная икона Божией Матери.

По периметру комнаты высечена греческая надпись. Это тропарь святого Иоанна Дамаскина, читаемый на Пасху: «Яко живоносец, яко рая краснейший, воистину и чертога всякаго царскаго показася светлейший, Христе, гроб Твой, источник нашего воскресения».

Главная реликвия придела Ангела - мраморный аналой, заключающий в себе частицу камня, который заграждал вход в погребальную пещеру Спасителя. Из Евангелия от Матфея известно, что ангел отвалил этот камень от входа в пещеру и сидел на нем. Так, сидящим, его и застали жены-мироносицы.

Низкий проход из придела Ангела в погребальную камеру украшает мраморный барельеф тонкой работы с фигурами Христа, жен-мироносиц, ликом ангела и растительными мотивами. На барельефе высечена надпись по-гречески: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Еще одна важная деталь придела Ангела - овальные отверстия в северной и южной стенах. Именно через них главы христианских конфессий в Великую Субботу передают прихожанам храма Гроба Господня благодатный огонь: греческий патриарх - через северное отверстие, армянский архиерей - через южное.

Внутри и снаружи Кувуклия отделана желто-розовым и белым мрамором. Над входом в часовню находятся лампады и резная серебряная сень с изображением святого Воскресения и двенадцати апостолов.

В пятницу 9 ноября начался визит Святейшего Патриарха Кирилла в Иерусалимский Патриархат. Предстоятель Русской Церкви повторит исторический путь множества русских паломников. В ночь с субботы на воскресенье он совершит Божественную литургию в Храме Гроба Господня.

Храм Гроба Господня (Воскресения Христова) в Иерусалиме – это главный храм христианского мира, где заключены две святыни и свидетельства – Голгофа и Гроб Господень, а также другие места, связанные с искупительной жертвой Иисуса Христа, его Крестными страданиями и Воскресением.

Портал “Православие и мир” предлагает читателям отправиться в фотопутешествие по Храму Гроба Господня и его окрестностям – вместе с фотографом .

Вход в Храм Гроба Господня. Ночь.

Уборка в одном из приделов. Здесь находилась темница, в которую был заключен Спаситель перед распятием.

Рабочие оказались приезжими из Одессы, трудятся во Славу Божию. В разговоре они сказали, что просто приехали потрудиться, купили билет на самолет и все. Кто полгода назад, кто четыре месяца. Пришли в Храм Гроба Господня и обратились к тем служителям, которые хоть немножко понимали по-русски, и их взяли на послушание.

Близ лестницы, уходящей вниз к церкви св. Елены, помещается придел Тернового венца.

Подземная церковь св. Елены в настоящее время принадлежит армянам, которые приобрели ее, по одной версии, у грузинской православной общины, по другой – у эфиопов. Храм имеет два престола: северный алтарь посвящен Благоразумному разбойнику; главный, центральный, – царице св. Елене и ее современнику св. Григорию Просветителю. Согласно армянскому преданию, когда свт. Григорий после долгого молитвенного подвига пришел поклониться Гробу Господню, то был удостоен схождения Cвятого Огня.

Небольшой крестово-купольный храм (20×13 м) первоначально являлся криптой базилики императора Константина. Купол в центре поддерживают 4 древние монолитные колонны, своды возведены не ранее XII в. Плоскость пола между колоннами покрыта мозаикой, сюжеты которой взяты из истории Армении.

Особой нишей и каменным седалищем отмечено в храме место за престолом, посвященным св. Елене, где царица сидела во время раскопок.

В окне горят 3 неугасимые лампады.

Церковь cв. Елены с 13 ступенями.

Справа виден вход вниз… Церковь cв. Елены соединена с католической церковью Обретения Креста, расположенной в самой нижней точке всего храмового комплекса. За каменным престолом возвышается на высоком постаменте большая бронзовая статуя cв. Елены с обретенным ею Крестом в руках, подаренная австрийским эрцгерцогом Максимилианом.

В правом углу придела, под низко нависающей скалой, лежит небольшая мраморная плита с белым 8-конечным правосл. крестом на черном фоне, обозначающая место, где было обнаружено Честное Древо.

Внутри храма, напротив входа, лежит Камень Помазания, покрытый красной мраморной полированной плитой (толщина 30 см), на боковых сторонах которой по периметру вырезан греч. текст тропаря св. Иосифу Аримафейскому(«Благообразный Иосиф»). Соответствующий евангельский текст (Ин 19. 38-40) написан по-гречески на мраморной доске, висящей справа. Снятие с Креста, умащение тела благовониями и положение во гроб изображены на большом мозаичном панно, стилизованном под византийский образец, на стене, непосредственно за Камнем помазания (мозаика выполнена по благословению Патриарха Диодора в 1990 В. Цоцонисом). Над Камнем – 8 лампад (4 – греческие, 2 – армянские, 1 – латинская, 1 – коптская).

На фото коптский монах затепляет лампаду.

Свидетельств о том, на каком именно месте тело Господа было приготовлено к погребению, до нас не дошло. Но уже с V в. в последовании Великой пятницы выделяется чин Погребения плащаницы. В храме он совершается следующим образом: покрытую лепестками роз плащаницу шесть архиереев переносят с Голгофы на Камень Помазания; после литии у Камня плащаницу торжественно с троекратной литанией вокруг Кувуклии переносят и полагают на Тридневное ложе, затем уносят в алтарь кафоликона.

Двор храма Гроба Господня.

Служители храма Гроба Господня, охранники.

Фасад храма Гроба Господня со стороны входа (южная сторона) – типичное произведение романской архитектуры XII в. В сдвоенных люнетах портала находились первоначально мраморные барельефы, изображавшие «Вход Господень в Иерусалим» и «Погребение Спасителя» (переданы на хранение в Музей Рокфеллера в Иерусалиме).

Очередь в кувуклию.

Мозаики Кафоликона (храм Воскресения Господня).

Кафоликоном (храмом Воскресения Господня) в наст. время называют «срединный» объем комплекса, выгороженный особыми, не доходящими до сводов стенами, сооруженными после пожара 1808 г. (первоначально храмовый комплекс Гроба Господня состоял из нескольких обособленных святилищ: ротонды, непосредственно содержащей Кувуклию, Голгофских (православного и католического) приделов и соборного храма Иерусалимской Православной Патриархии; базилика крестоносцев объединяла эти объекты уже в едином внутреннем пространстве). Греческая перестройка изменила композицию сооружения: кроме боковых стен появился высокий иконостас, но с литургической точки зрения было достигнуто единство храмового пространства, создана необходимая молитвенная атмосфера для православного богослужения.

Купол кафоликона, меньший из 2 куполов храма, расположен над западной его частью. Точно под куполом на специальной вазе-подставке помещена мраморная полусфера, обозначающая место, именуемое «мезомфалос» – «пуп Земли». Однако, если представление об Иерусалиме как о центре земли и домостроительства спасения (Пс 73. 12) на 1 тыс. лет старше христианства, то мраморный вазон появился в храме не ранее 1810 г. В куполе помещено мозаичное изображение благословляющего Пантократора в окружении Божией Матери, св. Иоанна Предтечи, архангелов Михаила и Гавриила, 12 святителей. Между 8 окнами барабана, в нишах,- изображения серафимов и херувимов (мозаичные работы в куполе кафоликона завершены в 1994).

Кафоликон является кафедральным собором Иерусалимского Патриархата, что выражается наличием 2 тронных мест в его восточной части (троны Патриарха Иерусалимского у южного столба и его эпитропа, митрополита Петро-Аравийского, у северного). Над иконостасом – галерея с тремя выступающими в храм амвонами (маленькими балкончиками), откуда по древневизант. правилу диакон должен читать Евангелие. Вся вост. часть кафоликона, включая иконостас, солею с 4 ступенями, 6 колонн на ней, сев. и юж. входы в алтарь, представляет собой единый ансамбль из розового мрамора.

Кафоликон, как и ротонда, окружен просторными галереями, в к-рых размещаются несколько приделов. В сев. галерее храма находится место, называемое Аркады Девы: огромные четырехгранные столбы, несущие высокие своды, перемежающиеся с колоннами, между к-рыми выделяется беломраморный фрагмент постройки имп. Адриана. Предполагается, что из 7 колонн 4 центральные относятся к Трипортику Константина.

Кувуклия

Вход в Кувуклию. За порядком смотрит греческий монах.

Кувуклия (8,3×5,9 м) состоит из двух частей: западной, шестиугольной в плане (2,07×1,93 м), где заключается Гроб Господень, и восточной (3,4×3,9 м.), где расположен придел Ангела. Пьедестал с частью священного камня, отваленного ангелом, находится посреди часовни и служит престолом при совершении архиерейской правосл. литургии на Гробе Господнем (жертвенником в этом случае становится само Тридневное ложе). В часовне 15 лампад в три ряда – по числу основных исповеданий. В северной и южной стене – овальные оконца для передачи Св. Огня в Великую субботу (южное – для армян, северное – для православных). Вход из придела Ангела в пещеру Гроба Господня украшен мраморным порталом. Слева при входе изображены жены-мироносицы, справа – простирающий к ним руку архангел Гавриил (по надписи), вверху портала – мраморный полог с надписью по-гречески, воспроизводящей слова ангела: «Что ищете живого среди мертвых? Его нет здесь, Он воскрес».

Пещера храма Гроба Господня – небольшая камера, почти наполовину занятая справа каменным ложем, покрытым мраморной плитой-трансенной. Плита появилась в Кувуклии в 1555 г. Максим Симеос, последним видевший в 1810 г. каменное ложе Спасителя без закрывающей его плиты, свидетельствовал, что оно было сильно повреждено неразумной ревностью бесчисленных «боголюбцев», норовивших отломить, откусить, любой ценой унести с собой частицу святыни. В западной части плиты от усердия богомольцев образовалось заметное углубление. На мраморной полке, идущей по сторонам Тридневного ложа, помещены три иконы Воскресения – от каждого из христианских исповеданий. Ктиторская надпись над дверью называет создателя Кувуклии – греческого архитектора Н. Комниноса, замученного турками в Константинополе в период Морейского восстания на Пасху 1821 г.

В западной части к кувуклии пристроена часовня Главы, принадлежащая Коптской Церкви. По преданию, здесь («у главы») сидел второй ангел (Ин 20. 12). По армянским источникам, часовня сооружена царем Киликийской Армении Этумом II в 1300 г. Впоследствии армяне отдали этот придел коптам, получив взамен один из монастырей в Египте. Коптские монахи приводят легенду о том, что при перестройке кувуклии в 1810 г. ниша Св. ложа была усечена в западной части, так что место, где покоилась глава Спасителя, оказалось в часовне коптов. С византийских времен на этом месте существовал небольшой престол. Крестоносцы называли часовню «кавет» (на нормандском диалекте «голова»), поскольку она находилась в головной части Кувуклии. В 1810 г. греки реконструировали Кувуклию без копт. часовни, восстановленной тридцатью годами позже по указанию правившего тогда Палестиной Ибрагим-паши, сына египетского хедива Мухаммада Али.

Археологи, исследовавшие святыню храма Гроба Господня в Иерусалиме после того, как с нее впервые за 450 лет была снята закрывающая ее мраморная плита, установили, что погребальное Ложе Христа сохранилось неповрежденным. Об этом сообщил в понедельник журнал National Geographic .

Плита с Гроба Господня в Старом Иерусалиме была снята 26 октября (впервые за 450 лет). Специалисты Национального технического университета Афин при поддержке израильских и армянских археологов проводили исследовательские работы в Кувуклии в течение последующих 60 часов.

Гроб Господень — высеченная в природной скале гробница периода Второго Храма, в которой находится каменное погребальное ложе (200 на 80 см, высота от пола 60 см). Нынешнее помещение, как и прежнюю пещеру, разрушенную в 1009 году, называют Святым Гробом. Это помещение, устроенное в Кувуклии, символизирует пещеру, в которой было погребено Тело Христа. До наших дней сохранились лишь само ложе, часть стен пещеры и часть входа. К середине XVI века ложе было сильно повреждено паломниками, старавшимися отколоть частицу реликвии. Чтобы предотвратить эти попытки,оно было закрыто плитой белого мрамора в 1555 году.

Когда ученые сняли с гроба мраморную облицовку и слой каменных обломков, то увидели под ними другую мраморную плиту с крестом, вырезанным на ее поверхности. Историки предполагают, что она была сделана во время Крестовых походов.

Само же погребальное ложе оказалось абсолютно нетронутым, несмотря на то, что стены пещеры, в которой оно находилось, были разрушены вместе с первоначальным зданием храма Гроба Господня в XI веке.

Затем археологи подняли плиту на поверхность, чтобы очистить и оцифровать ее перед повторной установкой. «Это абсолютно поразительно. У меня дрожат колени, потому что я не ожидал этого…Мы не можем со стопроцентной уверенностью говорить, но, на первый взгляд, есть явные доказательства того, что гробница не пострадала за все это время. Ведь этим вопросом ученые и историки задавались в течение многих десятилетий», — сказал археолог Фредрик Хиберт в интервью журналу.

Кроме того, археологи подтвердили наличие известняка в стенах пещеры внутри Кувуклии, а также сделали небольшое окошко, чтобы верующие могли увидеть святыню впервые за несколько веков.

В Евангелиях, напомним, сообщается, что Иисус был похоронен за пределами Иерусалима, недалеко от места его распятия на Голгофе. Через несколько лет после погребения были значительно расширены границы Иерусалима так, что Голгофа и близлежащая гробница оказались в пределах города.

В IV веке святая равноапостольная царица Елена приказала начать раскопки на Голгофе. В результате был найден крест, на котором был распят Иисус. Царица распорядилась основать на этом месте Храм Гроба Господня.

В преддверии великого православного праздника Пасхи я решил вспомнить о своей недавней поездке на Святую Землю в ноябре 2013 года. Во время моего недельного путешествия по Израилю посещению Иерусалима в общем и Храму Гроба Господню в частности, планировалось уделить особое внимание. Но не всем планам суждено было сбыться…

Как известно, подавляющее число туристов приезжают в Иерусалим ради одного — прогулки по Старому городу, в которую обязательно входит посещение Стены плача и Храма Гроба Господня, который, по преданию, построен на месте, где несколько тысяч лет назад был распят, погребён, а затем воскрес Иисус Христос. Я в этом плане не стал исключением. Кстати, здесь можно , в котором я останавливался во время пребывания в Иерусалиме.

Я, как путешественник экономный, сразу же отказался от идеи нанимать гида для экскурсии по Старому городу. Расценки, о которых писали в интернете, начинались от 200 долларов. Поэтому я просто скачал на Google Play приложение, посвящённое Иерусалиму, в которое было включено несколько экскурсий по Старому городу. Общая экскурсия была бесплатной, за последующие я заплатил по 30 рублей за каждую. Среди них была отдельная экскурсия по Храму Гроба Господня.

Электронный гид и Храм Христа Господня

Рассказ о том, почему я попал к главному христианскому храму позже намеченного времени, заслуживает отдельного поста, поэтому скажу сразу, что перед входом в Храм я оказался за час до его закрытия. Электронный гид повёл меня первым делом к Голгофе, которая находится справа от входа в Храм Гроба Господня. Здесь наблюдалась длинная очередь, но я терпеливо отстоял её и в итоге прикоснулся к горе, на которой, согласно Библии, был распят Иисус Христос. Не скажу, что испытал какие-то особенные ощущения, но особая торжественность момента всё же чувствовалась. В конце концов, не каждый день есть возможность побывать в подобном месте. Больше поразил тот факт, что свечки, которые можно поставить возле Голгофы, фактически бесплатны. То есть ты берёшь необходимое количество свечек и бросаешь деньги в специальный ящик. Сколько именно — решать тебе. Я взял три свечки и бросил в ящик 15 шекелей (около 150 рублей).

Из меня получится неплохой еврей =)

Камень миропомазания

После того, как я спустился вниз, то увидел Камень омовения (миропомазания), который заприметил ещё при входе в Храм Гроба Господня. Он расположен напротив входа, однако мой электронный гид повёл меня сначала на Голгофу. По преданию, именно на этом камне Иосиф и Никодим омывали Христа после снятия с распятия смирной и алоэ.

Приложившись к камню я направился в левую часть Храма, чтобы наконец попасть в Кувуклию — место, где накануне Пасхи, как и сегодня, ежегодно сходит Благодатный огонь. Каково же было моё разочарование, когда буквально перед моим носом из Кувуклии вышел священнослужитель, объявивший, что часы посещения священного места закончены. Спорить со священником и объяснять, что завтра утром я уезжаю в Эйлат, я не стал. И поначалу сильно расстроился, но потом, вспомнив, что по жизни я оптимист, подумал: оно и к лучшему, есть повод вернуться в Иерусалим ещё раз))))

Храм Гроба Господня — торжественно и прекрасно

Немного истории

Кувуклия — это часовня, которая построена каменной плитой Гроба Господня, считается главной христианской святыней Иерусалима. Ежегодно накануне православной Пасхи (именно православной, а не католической, которые, кстати, в этом году празднуются в один день) огонь загорается в Кувуклии и называется Благодатным. Последние 12 лет сразу после схождения Благодатного огня лампаду с его частицей отправляют в Москву. В этом году самолёт с лампадой приземлится в аэропорту Внуково-1 предположительно в 22.30 по мск. Сразу после этого Благодатный огонь доставят на патриаршее пасхальное богослужение в храм Христа Спасителя, которое начнётся около 23.00 по Москве.

Всех еще раз с наступающим праздником. Христос Воскресе!

Выиграйте билет в страну мечты. Принять участие .

Ищите отель или апартаменты? Тысячи вариантов на RoomGuru . Много отелей дешевле, чем на Booking

Поделиться