История эмпайр стейт. Эмпайр Стейт Билдинг: история знаменитой башни

На сегодняшний день знаменитый небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) вновь стал самым высоким строением , занимая по высоте пятнадцатое место в мире и третье в .

Первые десятилетия прошлого века для Нью-Йорка стали периодом своего рода состязания строителей небоскребов – кто построит выше. В 1913 году фурор произвело здание Вулворт Билдинг, имевшее 57 этажей. Целых 17 лет оно было самым высоким. В 1930 году его ненадолго обогнал небоскреб в 70 этажей по улице Уолл-стрит, дом №40, а затем – семидесятисемиэтажный офис автомобильного гиганта Крайслер.

Главная задача, которая была поставлена строителям Эмпайр Стейт Билдинг, – превзойти по высоте все существовавшие на то время здания.

Руководителем проектирования этого небоскреба был назначен Уильям Лэмб. Этот архитектор не был новичком в подобных делах, ранее он успешно проектировал Башню Карью в Цинциннати и Рейнольдс Билдинг в Северной Каролине. Финансирование строительства взяли на себя бизнесмен Джон Раскоб, а также Пьер Дюпон, владелец гигантского химического концерна «Дюпон» и ведущей автомобильной корпорации США «Дженерал Моторс».

Здание должно было располагаться на месте отжившей свое старой гостиницы «Уолдорф-Астория», на перекрестке 34-й Западной улицы и оживленной Пятой авеню. Подготовка к строительству и рытье котлована под фундамент высочайшего здания Нью-Йорка начались в январе 1930 года, а, собственно, строительство – 17 марта этого же года, будучи приуроченным к одному из популярнейших американских праздников – Дню Святого Патрика.

Строили Эмпайр Стейт Билдинг более 4-х тысяч рабочих, в основном, вновь прибывшие в США выходцы из ряда европейских стран. Также вместе с ними трудились в качестве монтажников-высотников представители народа индейцев-мохоков (или «могавков»), традиционно не испытывающие страха высоты. Строительные работы по возведению небоскреба отличались довольно высоким производственным травматизмом. Пять несчастных случаев закончились смертельным исходом.

Эмпайр Стейт Билдинг строился очень быстро, на его возведение ушло всего 1 год и полтора месяца. Здание было сдано в эксплуатацию 1 мая 1931 года. Строительство обошлось в 40 миллионов долларов (в ценах 31-го года).

Одним из самых примечательных моментов стал тот факт, что Эмпайр Стейт Билдинг стал первым в истории небоскребом с более, чем ста этажами. Вместе со шпилем оно имеет 443 метра в высоту (381 метр без шпиля), этажей в нем сто два. В течение сорока одного года это было высочайшее здание не только Америки, но и всего мира. В 1972 году его по высоте обогнали башни Всемирного торгового центра. Однако, трагические события сентября 2001 года, связанные с террористической атакой на эти башни, вернули Эмпайр Стейт Билдинг на первую позицию в Нью-Йорке.

Небоскреб имеет 6500 окон площадью более двух гектаров, общая площадь помещений здания – около 250 000 квадратных метров. Сотрудники, работающие в здании, и посетители могут воспользоваться 73-мя лифтами.

Архитектурный стиль, к которому относится Эмпайр Стейт Билдинг, – ар-деко. Этот стиль был очень характерен для США 30-х годов, особенно, для зданий повышенной этажности. Название небоскреба происходит от шутливого прозвища «Имперский штат» («Эмпайр Стейт»), данного американцами штату Нью-Йорк.

В основном, Эмпайр Стейт Билдинг занимают офисные помещения (85 этажей). Этажи 86 и 102 специально предназначены для туристов, там находятся площадки для обзора города. Здание имеет особую категорию в почтовой классификации США, ему даже присвоен отдельный почтовый зип-код.

Общее количество работающих в Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) – более двадцати тысяч. Из всех офисных зданий США по площади полезных помещений оно удерживает второе место, уступая только Пентагону.

|
|

Вы наверняка станете одним из миллионов туристов, толпящихся в огромных очередях с целью попасть в Эмпайр Стейт Билдинг (Empire State Building) . Это не удивительно, ведь на верхушку здания стремился попасть сам Кинг-Конг. В любом уголке Нью-Йорка вам встретятся сувениры, открытки, рекламные проспекты и футболки с изображением Эмпайр Стейт Билдинг.

Эмпайр Стейт Билдинг официально открыт 1 мая 1931, и стал самым высоким зданием того времени. Его высота составляет 1250 футов (381 м). Этот небоскреб стал не только иконой Нью-Йорка, он стал символом человеческого стремления в достижении невозможного.

Построенная в 1889 году Эйфелева башня, высотой 984 фута (300 м), подстегивала американских архитекторов соорудить что-то выше. Возможно, это стало причиной начала гонки небоскребов в двадцатом веке. Так, в 1909 году, был построен пятидесятиэтажный МетЛайф Тауэр (Metropolitan Life Tower), высота которого составляет 700 футов (214 м). Спустя 4 года, в 1913г. был построен 57-этажный Вулворт Билдинг (Woolworth Building), высотой 792 фута (241 м). А в 1929 году самым высоким в Нью-Йорке, стало 71-этажное здание Банка Манхэттэн (Bank of Manhattan Building) - 927 футов (283 м).

Когда бывший вице-президент General Motors Джон Раскоб (John Jakob Raskob) решил присоединиться к небоскребной гонке, Уолтер Крайслер (основатель корпорации Chrysler) уже строил Крайслер-билдинг . Высоту своего здания Крайслер держал в строгом секрете, поэтому начав строительство, Раскоб не знал, чье здание будет выше, его или Крайслера.

В 1929 году Раскоб купил место для строительства своего небоскреба на пересечении 34-й улицы и Пятой авеню. На этом месте был расположен гламурный отель Уолдорф-Астория (Waldorf-Astoria Hotel). Земля, на которой был расположен отель, очень выросла в цене, поэтому владельцы отеля решили его продать, а новый отель построить в другом месте. Раскобу обошелся этот участок земли (вместе с отелем) примерно в 16 миллионов долларов.

Для разработки проекта небоскреба, Раскоб нанял компанию «Shreve, Lamb & Harmon».

Обсуждая проект здания с архитектором Уильямом Агнецом, Раскоб взял длинный карандаш, приложил его к столу и спросил: - "Билл, какой высоты ты сможешь построить здание, чтобы оно не упало?". Так началась сага о строительстве одного из самых известных зданий в мире.

Для реализации проекта Раскобу были необходимы лучшие строители. Пригласив на собеседование подрядчиков из «Starrett Bros. & Eken», Раскоб спросил – есть ли у них необходимое строительное оборудование? На что Полл Старретт, бригадир компании, ответил, что у них нет даже кирки с лопатой. Раскоб, конечно, был удивлен таким ответом, так как другие строительные компании, с представителями которых он общался, обладали всем необходимым оборудованием, а недостающее брали в аренду. Однако Старретт убедил его, что к зданию такого масштаба нужен особый подход и обычное строительное оборудование здесь не поможет. Для строительства небоскреба, Старретт предложил купить новое оборудование в кредит и продать его после завершения работ. Во многом благодаря своей честности и открытости, Старрет получил восемнадцатимесячный контракт на строительство Эмпайр Стейт Билдинг .

Первым пунктом в графике Старретта был снос отеля Уолдорф-Астория. После того как люди узнали о сносе отеля, Раскоб получил тысячи запросов о памятных подарках в виде частей здания. Житель Айовы попросил выслать ему часть металлического перила, несколько человек просили выслать им ключи от номера, который они занимали во время своего медового месяца. Также просили выслать флагшток, витражи, камины, светильники, кирпичи и т.д. А по некоторым особо востребованным позициям, был проведен аукцион.

Остальные стройматериалы были проданы для повторного использования. Основная часть мусора была вывезена в док, погружена на баржи, отбуксирована на пятнадцать миль от берега и сброшена в Атлантический океан.

Еще до полного сноса отеля, строители уже начали раскопку котлована для нового здания. Две смены по 300 человек работали днем и ночью, вгрызаясь в твердый каменистый грунт.

Стальной каркас здания был построен 17 марта 1930 года. Двести десять стальных колонн составили вертикальную раму. Двенадцать из них тянулись во всю высоту здания, другие части были от шести до восьми этажей в высоту.

Прохожие часто останавливались и, подняв головы, с восхищением смотрели на рабочих. Гарольд Батчер, корреспондент лондонской газеты «Дэйли Гэральд», описал строителей как «небрежно прогуливающихся, ползающих, лазающих, размахивающих руками людей, парящих на гигантских стальных рамах».

Но самым интересным было - наблюдать за клепальщиками заклепок. Они работали в группах по четыре человека: нагревающий, ловец, бросающий и заклепывающий. Нагревающий помещал около десяти заклепок в огненную кузницу, когда они накалялись докрасна, он их вытягивал огромными щипцами и передавал бросающему, который в свою очередь бросал их на расстояние от 50 до 75 футов - на ловца. Ловец ловил заклепки при помощи консервной банки, они попадали в банку еще в раскаленном состоянии. Другой рукой он при помощи щипцов вытягивал заклепку из банки, сдувал с нее пепел, а затем вставлял в отверстие. Заклепщику оставалось только забить ее молотком. Эти люди прошли таким способом весь путь от 1-го до 102-го этажа. Последняя заклепка была торжественно забита в присутствии большого количества народа – эта заклепка была вылита из чистого золота.

Строительство каркаса Эмпайр Стейт Билдинг было образцом эффективности. Вся работа была направлена на экономию времени, денег и человеческих ресурсов. Для оперативной доставки материалов на стройплощадке была построена железная дорога. Вместо того чтобы выгрузить десять миллионов кирпичей на стройплощадке, как это обычно делалось, работники Старретта выгружали их в специальный желоб, который вел в бункер находившийся в подвальном этаже. Желоб сужался в нижней части, что позволяло контролировать высвобождения его содержимого. При надобности, кирпичи высыпали из бункера прямо в тележки, которые потом поднимали на нужный этаж. Этот процесс устранял необходимость перекрытия улиц для хранения кирпичей, а также убирал надобность ручной погрузки кирпичей из куч в тележки.

Буквально одновременно со строительством каркаса, электрики и водопроводчики устанавливали внутренние коммуникации здания.

Отстроив 80 этажей, Раскоб понял, что этого не достаточно, так как Крайслер-билдинг становился еще выше. Достроив еще 5 этажей, Эмпайр Стейт Билдинг стал выше своего конкурента лишь на четыре фута. Раскоба беспокоила мысль о том, что Уолтер Крайслер прячет стержень в шпиле здания, благодаря которому, в последний момент он сможет сделать небоскреб еще выше.

Гонка небоскребов становилось все драматичнее. Изучив модель здания, Раскобу пришла идея построить на верхушке небоскреба причал для дирижаблей. Новый проект Эмпайр Стейт Билдинг, включающий причал для посадки дирижаблей, делал здание высотой в 1250 футов (381 м).

Вы когда-нибудь ожидали лифт в шести или девятиэтажном здании, который, казалось, идет целую вечность? Или когда-нибудь поднимались в лифте, который останавливался на каждом этаже для того, чтобы, подобрать или высадить пассажира? Эмпайр Стейт Билдинг насчитывал 102 этажа, с возможностью размещения 15 тысяч человек. Как всех людей доставить на нужный этаж, не дожидаясь часами лифта и не поднимаясь по лестнице?

Чтобы решить эту проблему, архитекторы разработали семь категорий лифтов, каждая из которых обслуживала определенные этажи. Например, группа A обслуживает с третьего по седьмой этаж, группа B- с 7-го по 18-ый этаж. Таким образом, если вам нужно, добраться до 65-го этажа, к примеру, вы могли бы поехать на лифте группы F, где предусмотрены остановки с 55-го по 67-й этаж, а не с 1-го по 102-й.

Компания «Otis Elevator Company» установила 58 пассажирских и 8 грузовых лифтов в Эмпайр Стейт Билдинг. Несмотря на то, что эти лифты могли двигаться со скоростью до 1200 футов (365 м) в минуту, их скорость была ограничена строительными нормами до 700 футов (213 м) в минуту. Через месяц после открытия Эмпайр Стейт Билдинг это ограничение было снято, а лифты ускорили свое движение до 1200 футов в минуту.

Эмпайр Стейт Билдинг был построен в запланированные сроки - за 1 год и 45 дней, что было удивительным достижением. Строительство здания не вышло за рамки бюджета в связи с начавшейся Великой депрессии , во время которой были снижены затраты на оплату труда. Полная стоимость строительных работ составила в 40 948 900 $, вместо планируемых 50 млн $.

Эмпайр Стейт Билдинг был открыт 1 мая 1931 года. Ленточку перерезал мэр Нью-Йорка Джимми Уокер, а президент Герберт Гувер симоволическим нажатием кнопки из Вашингтона зажег небоскреб тысячами огней.

Эмпайр Стейт Билдинг получил статус самого высокого здания в мире и продержал эту планку вплоть до строительства первой башни Всемирного торгового центра в 1972 году.

Эмпайр Стейт-Билдинг - один из самых знаменитых небоскребов, известный не только в , но и во всем мире. Он стоит в одном ряду с такими знаменитыми постройками, как пирамида Хеопса и . Это строение было и остается символом блистательного Нью-Йорка. Сорок лет назад Эмпайр Стейт был самым высоким зданием в мире, но до сих пор он поражает своими размерами. На стене огромного украшенного мрамором холла небоскреб Эмпайр Стейт-Билдинг представлен как восьмое чудо света.

Особенности Эмпайр Стейт Билдинг

102-этажное здание Эмпайр Стейт-Билдинг находится на Пятой Авеню. Оно было построено еще в 1931 году и является самым высоким небоскребом Нью-Йорка.

Несмотря на большие размеры, небоскреб выглядит довольно изящно: пропорции Эмпайр Стейт-Билдинг просты и изысканны. Верхние этажи построены несколько вглубь по отношению к общей линии фасада. Выполнено здание в скромном, но элегантном стиле арт-деко. По серому каменному фасаду ввысь тянутся полосы из нержавеющей стали, а верхние этажи расположены тремя уступами.

Стоя на тротуаре перед 102-этажным небоскребом, очень трудно рассмотреть все здание целиком - настолько оно большое. Размеры постройки действительно поражают: высота без башни - 381 метр, а вместе с телевизионной башней, надстроенной в 50-е годы, она достигает общей высоты 449 метров. Вес сооружения - 331 тысяча тонн.

Конечно, передвигаться по этажам лучше всего с помощью лифтов, но встречаются чудаки, которые предпочитают взбираться на самый последний этаж по лестнице, которая насчитывает 1 860 ступеней. Один раз в год здесь проводится соревнование на самый быстрый подъем. Победитель получает один миллион долларов.

Остальные все-таки предпочитают пользоваться лифтами. В офисных помещениях могут разместиться 15 000 человек, а лифты способны за один час перевезти 10 000 пассажиров.

Эмпайр Стейт - не только средоточие офисов, но и настоящее развлечение для туристов. Внутри холла, имеющего длину 30 метров и высоту в три этажа, висит огромное панно с изображениями восьми , одно из которых - сам Эмпайр Стейт-Билдинг. В зале Рекордов Гиннеса собрана информация о необычных рекордах и рекордсменах. На 86-м и 102-м этажах есть смотровые площадки, куда можно очень быстро добраться на лифте. Отсюда открывается изумительный вид на город.

История Эмпайр Стейт Билдинг

Здание Эмпайр Стейт-Билдинг находится по адресу: Нью-Йорк, Пятая авеню,350. Эта часть Манхеттена и сейчас считается очень престижной. Небоскребы, которых здесь достаточно, лишь еще больше подчеркивают респектабельность этого района.

Нью-Йорк и Чикаго стали первыми городами, где началось строительство высотных зданий. Тому было много причин. Во-первых, уже активно применялись технические новшества - легкая строительная арматура, скоростные лифты, ленточный фундамент и т. д. Во-вторых, с конца XIX века цена на землю была достаточно высока, поэтому строительство многоэтажных зданий оказалось экономически выгодным. Но, несмотря на более низкую цену, размещение офиса в небоскребе было и остается до сих пор очень престижным. Сейчас, чтобы снять офис в небоскребе, надо заплатить гораздо больше, чем за подобные апартаменты в обычном здании.

Современный Эмпайр Стейт-Билдинг построен на месте, где с 1860 года находился центр для местной аристократии. Тогда здесь стояли два знатных дома, принадлежавших членам богатейшей семьи Астор. В последствие, здесь были построены отели «Уолдорф» и «Астория». Эти два отеля функционировали в 90-х годах XIX века. В 1929 году оба отеля были разрушены, для того, чтобы расчистить площадку для строительства Эмпайр Стейт-Билдинг.

Здание возведено на двухэтажном фундаменте (чтобы небоскреб был более устойчивым) и поддержано стальной конструкцией весом в 54 400 тонн. На строительство потрачено десять миллионов кирпичей и 700 километров кабеля. Строительство возглавлял Джон Якоб Раскоб (создатель компании «Дженерал Моторс»). Проект выполнила архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон».

Здание было выстроено просто с неслыханной скоростью. Чуть больше полутора лет 38 бригад строителей (по 5 человек в каждой) монтировали каркас небоскреба из огромного количества металлических балок, которые доставляли на стройку по специально построенной дороге. Строительство было очень сложным и рискованным: каждый день рабочим приходилось балансировать на узких балках этого каркаса.

Небоскреб рос буквально на глазах. Каждую неделю строились примерно четыре с половиной этажа, а в наиболее интенсивный период за 10 дней были возведены 14 этажей. Все здание было построено за 1 год и 45 дней.

1 мая 1931 года состоялось официальное открытие Эмпайр Стейт-Билдинг, получившего статус самого высокого здания на нашей планете, обогнав предыдущего рекордсмена - штаб-квартиру автомобильной корпорации «Крайслер».

Время открытия небоскреба совпало великой экономической депрессией. Не многие могли позволить снять себе офис в этом здании. Тогда здание даже прозвали «Пустой-стейт-билдинг» (Empty State Building). Прошло десять лет, пока все помещения, наконец, были сданы.

Сначала создатели небоскреба планировали построить плоскую крышу, чтобы устроить здесь площадку для дирижаблей. Но впоследствии от этой идеи отказались: и площадка - дорогое удовольствие, да и дирижабли выходили и моды. В 1950 году небоскреб решено было надстроить: на крыше установили небольшую телебашню, высотой в 447 метров.

Название небоскреба Эмпайр Стейт-Билдинг происходит от слов «билдинг», что по-английски означает «здание» или «строение». «Эмпайр стейт» (с английского переводится как «штат-империя») - это неофициальное название штата Нью-Йорк.

Небоскреб быстро приобрел печальную славу, поскольку оказался очень привлекательным для самоубийц. Первый суицид произошел в 1933 году, спустя всего 3 года после открытия. В том же году на экраны вышел фильм «Кинг-Конг», и образ этого здания оказался прочно связанным в сознании миллионов зрителей с огромным чудовищем, взбирающимся по стенам небоскреба. В довершение ко всему, в 1945 году из-за плохой видимости в 79-й этаж врезался самолет. Погибли 14 человек, а ущерб составил один миллион долларов. Тогда стали поговаривать, что небоскреб Эмпайр Стейт-Билдинг чуть ли не дьявольское изобретение. Правда, преуспевающие бизнесмены все это называли полнейшей чушью и продолжали бороться за право снять офис в самом респектабельном здании Манхеттена.

В 1986 году зданию Эмпайр Стейт-Билдинг присвоен статус национального памятника архитектуры. Ежегодно его посещает более 35 000 туристов, не считая того, что в самом здании работает более 50 000 человек.

Уже не одно десятилетие Эмпайр Стейт-Билдинг считается символом Нью-Йорка и всего американского государства.

1. На строительство небоскреба Эмпайр-Стейт-Билдинг ушел всего лишь 1 год и 45 дней. Процесс строительства ускорился за счет того, что ЭСБ участвовал в строительной гонке с небоскребом .

2. Денег было потрачено намного меньше, чем планировали. Строительство обошлось в почти 41 млн долларов. Это меньше половины прогнозируемых расходов.

3. Здание пустовало в течение многих лет. Из-за Великой Депрессии никто не мог позволить себе арендовать офис в ЭСБ. На момент открытия было свободно около 80% всех помещений.

4. Однажды в Эмпайр-Стейт-Билдинг врезался самолет. Это произошло 28 июля, 1945 года. Бомбардировщик «B-25» врезался в здание между 79-м и 80-м этажами. В результате аварии погибли 11 человек.

5. Ходят слухи, что шпиль здания предназначался для привязывания дирижаблей.

6. На вершине башни, на 103 этаже, есть крошечная комната. Она используется для технического обслуживания и недоступна для общественности.

7. В Эмпайр Стейт Билдинг ударяет до 100 молний в год.

8. ЭСБ имеет свой собственный почтовый индекс — 10118.

9. Эмпайр Стейт Билдинг — звезда кино. Свою первую крупную роль он сыграл в фильме про Кинг-Конга. Съемки состоялись через два года после его открытия.

10. Многие рабочие, или как их еще называли — «skywalkers», строившие здание, являлись индейцами племени Могавков. Они славились тем, что не боялись высоты.

11. Каждый год, 14 февраля, в небоскребе проходят массовые свадьбы. Молодожены женятся на 80-м этаже, получают бесплатные билеты на обзорную площадку и становятся членами «Свадебного клуба».

12. Ежегодно в небоскребе проводится забег по ступенькам на самый верх (1536 шагов до 86 этажа). Самое быстрое время, на момент написания данной статьи, было 9 минут и 33 секунды, и показал его Пол Крэйк из Австралии.

13. В ЭСБ нет жилых помещений. Его помещения предназначены только под офисы.

14. В верхней части Эмпайр-Стейт-Билдинг образуется очень сильное статическое электричество. Попробуйте поцеловать свою половинку и между губами вы почувствуете ток)

15. Огни ЭСБ впервые были включены из Вашингтона, округ Колумбия.
Открытие Эмпайр-Стейт-Билдинг, 1 мая 1931 года, было национальным событием. Президент Герберт Гувер включил огни здания, находясь в Вашингтоне.

Будете в Нью-Йорке, обязательно уделите время посещению этого прекрасного небоскреба и его обзорной площадки.

Не забудьте приобрести карточку . С ней вы сэкономите очень много времени и денег при посещении достопримечательностей Нью-Йорка.

Как строился ESB:

Виды с обзорной площадки:

Мой любимый небоскреб

Знакомьтесь, один из старейших небоскребов мира - Эмпайр Стейт Билдинг. Этот стальной гигант разменял уже восьмой десяток. На сегодняшний день здание, не смотря на свой почтенный возраст, занимает 10-ую строчку в хит-параде самых высоких сооружений планеты. Примечательно, что Эмпайр Стейт Билдинг (сокращенно ЭСБ) остается высочайшим строением Нью-Йорка, а вплоть до 1972 года Имперское Здание и вовсе держало первенство среди высоток нашей планеты.

В течение 29 лет существования Башен Близнецов Всемирного Торгового Центра Эмпайр Стейт Билдинг приходилось довольствоваться второй ролью, но террористический акт, произошедший 11 сентября, в результате которого башни-близнецы пали, вернул все на свои места - Имперское Здание вновь стало Первым в Нью-Йорке, невольно выиграв очередной раунд в «гонке» за высоту. Стоит отметить, что Эмпайр Стейт Билдинг является вторым по величине среди всех зданий США и уступает лишь чикагской башне Сирз.

Строительство Имперского Здания, а именно так переводится с английского имя небоскреба, началось в эпоху Великой Депрессии. В тот тяжелый для страны период десятки тысяч безработных и разорившихся бизнесменов, наверное, недоумевали, почему Рокфеллер-младший вкладывает свои сбережения в помпезный проект. Однако Эмпайр Стейт Билдинг был возведен в рекордно короткие сроки. Всего лишь 1 год и 3 месяца, а точнее 410 дней, потребовались рабочим, чтобы дать жизнь 381-метровому исполину. Полная высота Имперского Дома и вовсе зашкаливает за 400 метров. Конкретно, вместе со шпилем и антеннами, она составляет 448.7м. Конечно, эти декоративные элементы и антенны не входят в расчет при определении самого высочайшего здания мира. Иначе Эмпайр Стейт Билдинг и по сей день был бы в пятерке финалистов на звание «Небоскреб №1».

В настоящем Эмпайр Стейт Билдинг - это главная архитектурная достопримечательность Нью-Йорка. Смотровую площадку Имперского здания посещает в год не один миллион туристов. Ежедневно обсерватория принимает до 10000 посетителей. Даже в XXI веке техническое состояние здания остается безупречным, оно по-прежнему функционирует как крупнейший офисный центр и является местом работы свыше двадцати тысяч служащих. Владельцем небоскреба является корпорация W&H Properties, а арендаторами помещений выступают около 640 компаний, занимающих более 10000 офисных комнат.

Найти Эмпайр Стейт Билдинг довольно легко, ведь сооружение хорошо просматривается с любой точки Нью-Йорка. Однако и точный адрес у него тоже есть - Манхеттен, Пятая авеню, которая расположена между Западными 33-ей и 34-ой Стрит.

Американцы наградили Имперское Здание разнообразными титулами, например, таким, как Национальный Исторический Памятник США и Лучшее Архитектурное Американское Решение. Эмпайр Стейт Билдинг, кроме того, прировняли к 7 Чудесам Света. Об этом свидетельствует красочное панно, размещенное в холле на высоте трех этажей. На этой картине изображены последовательно все 7 чудес Света. А восьмая картина отведена для самого ЭСБ.

История строительства

Как и было сказано ранее, строительство Имперского Дома началось в годы Великой Депрессии, а именно в марте 1930-ого. Проект здания разработало архитектурное бюро «Шрив, Лэм и Хармон». На объекте было задействовано свыше 3400 рабочих, причем, в основном, на стройке трудились эмигранты из Европы, а также отряд индейцев-могавков из резервации близ Монреаля. Видимо с безработицей в те времена было не так плохо как в эпоху настоящего мирового финансового кризиса.

Возведение 102-этажного небоскреба шло ускоренными темпами. Пожалуй, такая спешка была продиктована пресловутой жаждой первенства, ведь одновременно с ЭСБ на стадии реализации находилось еще 2 высотных проекта - Уолл Стрит, 40 и Крайслер Билдинг. Каждую неделю бригады сдавали по 4.5 этажа, а в наиболее острые периоды высотной гонки строителям приходилось работать практически круглосуточно, чтобы двигаться со скоростью 14 этажей в 10 дней. Итак, 1 мая 1931 года все основные работы по возведению здания были закончены, и на макушке Эмпайр Стейт Билдинг зажглась праздничная иллюминация.

После того, как ЭСБ ввели в эксплуатацию, начались для владельцев здания не лучшие времена и все потому, что огромные офисные площади никак не удавалось заселить арендаторами. Небоскреб одно время даже прозвали Пустой Стейт Билдинг. В основном, здание использовалось как некий аттракцион - люди приезжали сюда со всей Америки и других стран мира, дабы подняться на смотровую площадку, находящуюся на 380-метровой высоте и оттуда взглянуть на Город Мечты Нью-Йорк. Естественно, подобные экскурсии были платным (впрочем, как и сейчас), но доходы, получаемые от туристов, не компенсировали большие расходы на содержание здания и, уж тем более, не окупали затрат на его строительство. В итоге Эмпайр Стейт Билдинг в начале 50-ых годов XX века был продан компании «Роджерс Стивенс и партнеры». За владение небоскребом была уплачена поистине астрономическая сумма для того времени - 51 млн. долларов США. Новые владельцы наладили управление зданием и ЭСТ начал вскоре приносить прибыль.

Конструктивные особенности и размеры Эмпайр Стейт Билдинг

Эмпайр Стейт Билдинг выстроен в стиле ар-деко, который набирал популярность в 30-ые года прошлого столетия. Позже именно такая архитектура - простая, строгая и величественная, станет доминирующей в сталинских высотках. Сегодня нам покажется странным, как почти 100 лет назад было возможным, с использованием простых технологий и скромных знаний в инженерии, построить такого гиганта. Однако на самом деле возведение Эмпайр Стейт Билдинг было научно обосновано. Толчок в небоскребостроении дал еще в 1880 году Дж. Богардус, представивший свои разработки прочных каркасных металлических конструкций из чугуна. К тому же в середине XIX века Отис разработал пассажирский лифт. Спустя несколько десятков лет усовершенствованные лифты, выпущенные одноименной компанией, станут обязательным атрибутом практически всех высоток мира.

Пожалуй, из всех 10 высочайших небоскребов мира только Эмпайр Стейт Билдинг имеет простые контуры. Имперский Дом - воплощение рационализма в архитектуре. Тут нет места помпезности и вычурности. Размеры здания придают ему величественность, а искусственные украшения великану и вовсе ни к чему. Единственным элементом декора фасада являются полосы из нержавеющей стали, которые взметаются ввысь. Да, еще есть выступы в верхней части здания в количестве трех штук. В праздничный наряд небоскреб облачается по вечерам и особенно торжественным случаям (вроде Рождества или дня Святого Патрика), тогда на верхушке зажигается парадная разноцветная иллюминация. Днем же Эмпайр Стейт Билдинг образец элегантности и стиля - этакий мощный клерк в сером каменном костюме.

Здание содержит 102 этажа, из которых 85 занимают офисы, а остальные 16 уровней представляют собой надстройки, используемые для технических нужд. На 86-ом этаже организована смотровая площадка, дающая обзор в 360 градусов. Еще одна обсерватория есть на 102-ом этаже - она меньше по размеру и вид с нее не такой богатый, как хотелось бы. По данным владельцев ЭСБ обзорные площадки за время существования небоскреба посетили свыше 110 млн. человек из разных стран мира.

В ЭСБ есть 2 подземных этажа, выполняющих функцию автопарковки. Там же располагаются блоки системы кондиционирования и узел по переработке отходов. В Имперском Доме функционирует паровое отопление низкого давления. Общая длина всех труб в здании составляет 113 км!

Стоит заметить, что ЭСБ - это первое сооружение в мире, которое имеет более 100 этажей. Такой размах объясняется тем, что высота потолков в здании не очень велика, но данное обстоятельство нисколько не умоляет мастерства разработчиков и строителей. Всего в Эмпайр Стейт Билдинг содержится 6500 окон, общая площадь остекления равна 2 гектарам. Между этажами курсирует 73 скоростных лифта Otis, которые единовременно могут перевозить 10000 человек. Общая длина шахт лифтов составляет аж 11 км!

Впрочем, наверх, а именно до 86-ого этажа, можно подняться при желании и пешком. Всего-то 1860 ступенек. Однако мало кто отваживается на такой путь. Иногда в Эмпайр Стейт Билдинг устраивают соревнования по бегу на верхний этаж. Рекордсмены добираются до финиша за 10 минут. Да уж, физическая подготовка должна быть на высоком уровне.

Эмпайр Стейт Билдинг является довольно тяжелой конструкцией, ведь основная часть здания выполнена из стали и камня. Вес небоскреба составляет 331 тысячу тонн. Чтобы выдержать такую махину, строителям пришлось сформировать 2-уровневый фундамент площадью в 8000 м. кв. и использовать для его поддержки стальные конструкции весом более 54 тысяч тонн. Благодаря особому устройству металлических опор вес сооружения распределен равномерно, металл поддерживает камень и передает нагрузку на прочный фундамент. Таким образом, основная роль в устойчивости ЭСБ отведена именно стальным балкам, колоннам и сваям. При строительстве Эмпайр Стейт Билдинг внешние леса не использовались, что очень удешевило и ускорило возведение здания.

В ходе строительства было израсходовано более 10 млн. кирпичей из гранита и известняка (на их формирование ушло около 5662 м. куб. породы) и свыше 700 км элетрокабеля для проведения коммуникаций.

Верхняя часть ЭСБ служит не только для праздничного освещения города, но еще и выполняет функцию носителя теле-радио-антенн. Первоначально на крыше небоскреба хотели устроить станцию для причаливания дирижаблей, но очень быстро от этой затеи пришлось отказаться, поскольку на верхотуре в 381 метр дует сильный ветер, который мешает приземлению «небесных тихоходов». Также курсирование дирижаблей в черте города становилось год от года все более опасным, поскольку плотная застройка небоскребами провоцировала несчастные случаи. В общем, крыша Имперского Дома пустовала. Вскоре, с развитием теле- и радиовещания, понадобилось устройство антенны на самой высокой точке города. И тогда на крыше ЭСБ поставили шпиль высотой свыше 60 метров, который и сыграл роль крепления этих самых антенн. Сегодня трудно представить здание без оных «украшений» - антенны отлично вписались в общую концепцию Дома и даже придали ему законченный вид. На верхушке мачты стоит специальный фонарь, оповещающий самолеты о приближении к препятствию.

Интересные особенности интерьера и аттракционы

Выше уже было сказано, что внутри Эмпайр Стейт Билдинг имеется холл, составляющий 30 метров в длину и три этажа в высоту, на его стенах находятся цветные панно, изображающие 8 Чудес Света - 7 основных и одно «Новое», которым является сам Имперский Дом. Кроме того, в Эмпайр Стейт Билдинг есть Зал Рекордов Гиннеса - это своеобразный музей, экспозиция которого повествует о выдающихся рекордах в различных областях человеческой жизни.

Еще туристам интересен для посещения аттракцион, названный Нью-Йорк Скайрайд. Он был открыт в 1994 году. Прокатившись на этом аттракционе, можно получить полную иллюзию воздушного вояжа по Нью-Йорку. Пассажирам самолета предлагается пережить поистине незабываемые ощущения. Воздушное судно трясет и вертит из-за шторма, а отважный пилот Кевин Бейкон всеми силами старается сохранить равновесие. В новой версии аттракциона большее внимание уделяется образовательному и патриотическому аспекту, тогда как ранее эта карусель несла в большей степени развлекательную функцию. Продолжительность «полета» - 25 минут.

Эпилог

Эмпайр Стейт Билдинг имеет весьма почтенный возраст для небоскреба. Особенно, если учитывать тот факт, что здание содержит более 100 этажей, Возможно, когда-то придется демонтировать этого исполина, но пока Имперский Дом является достойным украшением Нью-Йорка и одним из «вечных» символов Соединенных Штатов Америки.

Поделиться