Социализация. Понятие, факторы и этапы социализации личности

Социализация - это двусторонний процесс , включаю­щий в себя,

- с одной стороны, вхождение индивида в социальную среду путем усвоения социального опыта, системы социальных связей, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества ;

- с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет активной деятельности и активного включения в социальную среду .

Первая сторона процесса социализации - усвоение социаль­ного опыта - это характеристика того, как среда воздействует на человека ; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности . Активность личности предполагает, что она не просто усваивает социальный опыт, но и преобразует его в собственные ценности , установки, ориентации. Всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя про­цессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности.

Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации до­стигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений .

Профессор Андреева полагает, что поня­тие «социализация» в отечест­венной психологической и педагогической литературе совпадает с понятием «развитие личности ». Идея развития личности - одна из ключевых в отечественной психологии. Развиваясь, ребенок становится субъектом социальной деятельности , т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них . Она полагает, что акцент на активность личности значительно более четко представлен именно в идее развития, а не социализации.

2. Механизмы социализации

Личность усваивает социальный опыт посредством определен­ных механизмов . По мнению французского социолога Г. Тард а, ме­ ханизм социализации включает в себя:

1) имитацию, подражание ; 2) идентификацию ; 3) руководство .

Однако этот механизм го­раздо богаче и разнообразнее. Социализация личности осуществ­ляется в процессе различных видов общения (массового, группо­вого, межличностного, делового, неформального), под влиянием средств массовой информации, культуры. Особую роль в струк­туре механизма социализации выполняет конформизм .

Одним из значимых механизмов является воспитание. Говоря о соотношении понятий «социали­зация» и «воспитание », следует иметь в виду, что термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях - в узком и широком смысле слова . В узком смысле «воспита­ние» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью переда­чи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. В качестве субъекта воздей­ствия понимается специальный институт, человек , поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество , и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь ». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается от него по своему значению. Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то, по мнению Г. Андреевой, различие ликвидируется.

Социализация также тесно связана с понятием «адаптация». Адап­тация (приспособление) может рассматриваться и как составная часть социализации, и как ее механизм. Различают два вида адап­тации: психофизиологическую и социально-психологическую, на­ходящиеся во взаимосвязи. Социально-психологическая адаптация представляет собой овладение личностью роли при вхождении в новую социальную ситуацию . По своим результатам социально-психологическая адаптация бывает позитивной и негативной. С этой точки зрения говорят об асоциализации как приспособлении к негативному опыту. По механизму осуществления - добровольной и принудительной. Процесс социально-психологической адаптации распадается на несколько стадий: а) ознакомление; б) ролевая ориентация; в) само­утверждение. Таким образом, социально-психологическая адапта­ция - это конкретный процесс социализации.

Введение. Понятие социализации 2

Основная часть. Содержание процесса социализации 4

Как происходит социализация 6

Биологический контекст 6

Культурный контекст 6

Социобиология 7

Стадии процесса социализации 8

Дотрудовая 9

Трудовая 9

Послетрудовая 10

Институты социализации 11

Теории развития личности 14

Чарльз Хортон Кули и Джордж Герберт Мид 14

Колберг 17

Орвиль Г. Брим 18

Джон Клаузен 18

Эрик Эриксон 19

Роджер Гоулд 20

Ресоциализация 21

Социализация пожилых 21

Агенты социализации 21

Психология социализации 24

Случаи, когда социализация не удается 25

Список используемой литературы 26

Цель работы: ознакомление с литературой и раскрытие темы «Социализация»

Понятие социализации

Термин «социализация», несмотря на его широкую распространённость, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки (Кон, 1988). В системе отечественной психологии употребляются ещё два термина, которые порой предлагают рассматривать как синоним слова «социализация»: «развитие личности» и «воспитание». Более того, иногда к понятию социализации вообще высказывается довольно критическое отношение, связанное уже не только со словоупотребелением, но и с существом дела. Не давая пока точной дефиниции понятия социализации, скажем, что интуитивно угадываемое содержание этого понятия состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоение им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д. Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определённую систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества (Бронфенбреннер, 1976).

Одно из возражений и строится обычно на основе такого понимания и заключается в следующем. Если личности нет вне системы социальных связей, если она изначально социально детерминирована, то какой смысл говорить о вхождении её в систему социальных связей. Не будет ли при этом повторяться одна из старых ошибок в психологии, когда утверждалось, что новорожденное человеческое существо не есть еще человеческое существо и ему предстоит пройти путь «гоминизации»? Не совпадает ли понятие социализации с процессом гоминизации? Как известно, Л.С. Выгодский решительно протестовал против изображения ребенка как существа, которому еще необходимо гоминизироваться. Он настаивал на том, что ребенок, родившись, уже задан как элемент определенной культуры, определенных социальных связей. Если социализацию отождествлять с гоминизацией, то есть все основания крайне негативно относиться к «социализации».

Сомнение вызывает и возможность точного разведения понятия социализация с другими, широко используемыми в отечественной психологической и педагогической литературе понятиями («развитие личности» и «воспитание»). Это возражение весьма существенно и заслуживает того, чтобы быть обсужденным специально. Идея развития личности – одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идея развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитее личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцентная активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания – социальная среда и подчеркивается направление её воздействия на личность.

Вместе с тем, если понимать процесс развития личности в её активном взаимодействии с социальной средой, то каждый из элементов этого взаимодействия имеет право на рассмотрение без опасения, что преимущественное внимание к одной из сторон взаимодействия обязательно должно обернуться её абсолютизацией, недооценкой другого компонента. Подлинно научное рассмотрение вопроса о социализации ни в коей мере не снимает проблемы развития личности, а, напротив, предполагает, что личность понимается как становящийся активный социальный субъект.

Несколько сложнее вопрос о соотношении понятий «социализация» и «воспитание». Как известно, термин «воспитание» употребляется в нашей литературе в двух значениях – в узком и широком смысле слова. В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия, понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и всё общество, и, как часто говориться в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле этого слова, то различие исчезает.

Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации: социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счёт его активной деятельности, активным включением в социальную среду.

Именно на эти две стороны процесса социализации обращают внимание многие авторы, принимающие идею социализации в русло социальной психологии, разрабатывающие эту проблему как полноправную проблему социально-психологического знания. Вопрос становится именно так, что человек не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Этот момент преобразовании социального опыта фиксирует не просто пассивное его принятие, но предполагает активность индивида в применении такого преобразованного опыта, то есть в известной отдаче, когда результат Ом её является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, но его воспроизводство, то есть продвижение его на новую ступень. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятие социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений.

Первая сторона процесса социализации – усвоение социального опыта – это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии – «со стороны взаимодействия личности и среды» (Андреева Г.М. Социальная Психология. 2002).

Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не рождаются, но становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется прежде всего это становление личности: деятельность, общение, самосознание. Каждая из этих сфер должна быть рассмотрена особо. Общей характеристикой всех этих трёх сфер является процесс расширения, умножения социальных связей индивида с внешним миром.

Что касается деятельности , то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей (Леонтьев, 1975), т.е. освоением всё новых и новых видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности . Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости. Если кратко выразить сущность этих преобразований в системе деятельности развивающегося индивида, то можно сказать, что перед нами процесс расширения возможностей индивида именно как субъекта деятельности. Эта общая теоретическая канва позволяет подойти к экспериментальному исследованию проблемы. Экспериментальные исследования носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который служит основанием для центрирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования. К сожалению, эта проблематика, традиционно закреплённая за общей психологией, не находит пока особой разработки в её социально-психологических аспектах, хотя ориентировка личности не только в системе данных её непосредственно связей, но и в системе личностных смыслов, по-видимому, не может быть описана вне контекста тех социальных «единиц», в которых организована человеческая деятельность, т.е. социальных групп. Об этом здесь говорится пока лишь в порядке постановки проблемы, включения её в общую логику социально-психологического подхода к социализации.

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)


Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) ответ на первый вопрос : процесс усвоения индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества;

2) ответ на второй вопрос : объекты и агенты социализации.

Ответы на вопросы могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

Обычно под социализацией понимают процесс вхождения человека в общество, усвоение социального опыта и формирование личных ценностных ориентиров через взаимодействие с другими людьми. С этой стороны социализация важна для человека, потому что помогает ему ощутить себя полноценной личностью, открыть в себе потенциал к полезной деятельности, уяснить собственные цели и интересы и в конечном итоге чувствовать себя в обществе комфортно.

Вторая сторона социализации – воспроизводство индивидом социального опыта, которое происходит из-за активной социальной деятельности. Усвоенные знания и умения не остаются всего лишь «багажом», они передаются следующим поколениям социализирующихся индивидов. С этой позиции социализация полезна для общества – благодаря ей оно развивается, получая все больше новых активных членов.

Основные этапы социализации

Социализация человека развивается в несколько этапов. Первичная социализация происходит еще в детстве, когда главным источником социального опыта для ребенка является семья. Именно семейные ценности усваиваются в первую очередь, именно благодаря семье индивид постепенно входит в другие социальные общности. Вторичная социализация происходит в течение всей остальной жизни человека и накладывается на результаты первичной.

Благодаря вторичной социализации индивид начинает считать себя частью какой-либо социальной группы: религиозной, политической, профессиональной и т.д. Даже если человек говорит о себе: «Я люблю смотреть футбол», «Я люблю ходить в баню с друзьями», «Я играю в -игры» - это тоже указывает на его успешную социализацию в различных общественных группахданном случае, в группах по интересам).

Социальный опыт как правило полезен для человека и имеет практическую ценность, но может и тяготить его. Тогда происходит ресоциализация – замена старых установок и ценностей на новые. Главное в этом процессе - чтобы человек знал, на какие новые ценности ориентироваться, иначе ресоциализация пойдет не лучшим путем, что повлечет за собой различные нарушения (правовые и социальные) со стороны индивида. Последним этапом является десоциализация. Этот процесс протекает с момента завершения трудовой деятельности (выхода на пенсию) до конца жизни индивида. Его круг общения резко сужается, и взаимодействие с другими членами общества становится проблематичным.

Понятие социализации подразумевает под собой процесс усвоения человеком правил поведения, социальных норм , моральных ценностей , умений, навыков, знаний и психологических установок, которые дают ему возможность нормально взаимодействовать с остальными людьми. Если у животных все отношения обусловлены биологическими мотивами, то у человека как биосоциального существа немаловажен процесс развития социальных навыков. Люди постоянно рождаются и умирают, и процесс обновления общества идет постоянно. Новые члены общества изначально не знают ни норм, ни правил поведения в нем. Вот тут и начинается процесс социализации .

Факторы социализации.

Факторы социализации - это механизмы, с помощью которых и происходит процесс социализации. Основных факторов, выделенных социальным педагогом А.В. Мудриком, три:

  1. Макрофакторы - глобальные механизмы, влияющие на социальное развитие личности (планета, космос, государство, страна, общество, правительство).
  2. Мезофакторы - условия, влияющие на социализацию, в основном, по территориальному или этническому признаку (место и тип поселения, регион, поселок, город, народ, этническая принадлежность).
  3. Микрофакторы - факторы, оказывающие непосредственное влияние на социализацию человека (семья, сверстники, школа, место учебы и работы).

В каждом факторе есть действующий элемент, благодаря которому и происходит социализация. Например, в семье - это родители, братья, сестры, в школе - учителя, одноклассники. Эти элементы называются агентами социализации .

Виды и этапы социализации.

Виды социализации , как правило, классифицируются по временному периоду, поэтому их называют этапами социализации .

  1. Первичная социализация. Период от рождения до формирования взрослого человека . Этот этап очень важен для социализации ребенка . Первые знания об обществе он получает обычно от родителей.
  2. Вторичная социализация (или ресоциализация). Процесс замещения ранее сложившихся методов поведения на новые, характерные для взрослого человека. Вторичный этап часто означает разрыв старых шаблонов, и усвоение новых. Помните, как в университете вам говорили: «Забудьте все, что вы учили в школе»? Вторичный этап длится всю жизнь человека.

Остальные виды социализации:

  1. Групповая социализация. Социализация внутри какой-то конкретной социальной группы . То есть, в какой среде ребенок больше проводит времени (родители, учителя или друзья), правила и нормы той среды он и усваивает в первую очередь.
  2. Гендерная социализация. Социализация по половому признаку. Мальчики усваивают то, как должны себя вести мальчики, а девочки, соответственно, учатся быть девочками.
  3. Организационная социализация. Процесс социализации во время трудовой деятельности (как вести себя с коллегами, начальством, подчиненными, как относится к труду, хорошо ли опаздывать на работу и т.д.).
  4. Досрочная социализация. Вид социализации, который представляет из себя своеобразную репетицию будущей деятельности, приступать к которой еще рано (игра девочек в дочки-матери).

Основными институтами социализации являются.

Поделиться