ООО "МДЦ - консалтинг"

Телефоны: +7 (495) 913 8442, +7 (499) 249 8412

121165 г. Москва, Кутузовский проспект дом 26, стр.3

 
Оптимизация исходящего обзвона с учетом результатов прошлых кампаний
Смена приоритетов автоматизации бизнес-процессов при розничном кредитовании
Оптимизационный подход к управлению кредитным портфелем в условиях кризиса
Оптимизация выбора стратегии взыскания просроченной задолженности
Методы оценки рисков при оценке портфеля просроченной задолженности
Выступление на конференции "Коллекторский бизнес в России: новые решения, успешный опыт" 20 мая 2008 г.
Выступление на конференции "Коллекторский бизнес" 26 октября 2007 г.
Применение самоорганизующихся нейронных сетей для классификации заёмщиков

Главная » Публикации

Смена приоритетов автоматизации бизнес-процессов при розничном кредитовании


Похоже, застой в области потребительского кредитования заканчивается. Наиболее деятельные банки возобновляют программы предоставления ссуд на неотложные покупки и автокредитования. Тем розничным банкам, кто пока держит паузу, следует осознать, что в современной экономике у них не так уж много способов заработать. На банальном обмене валюты и комиссионных услугах не построить фундамент для роста, а привлечение депозитов от населения не может рассматриваться в качестве конкурентного преимущества, т.к. абсолютно все банки заняты сейчас привлечением вкладов. Эту деятельность следует рассматривать как общую точку отсчета, некий фон, на котором вперед будут вырываться лидеры, расширяющие спектр деятельности.
 
И здесь на передний план выходит именно кредитование населения. Освободившись от пены безрассудных войн за долю рынка, приводивших к занижению всех мыслимых требований безопасности к заёмщику, этот вид банковского бизнеса приобретает черты респектабельности и разумного подхода к оценке прибыльности по отношению к рискам. Те розничные банки, которые уже возобновили процесс потребительского кредитования на экономически привлекательных условиях, могут значительно опередить рынок и закрепить собственное лидерство.
 
Занимаясь консультированием в области автоматизации работы с задолженностью по потребительским кредитам, я отмечаю в последние месяцы резкий всплеск интереса к разнообразным системам для мониторинга кредитного портфеля. Если в 2008 г. наши клиенты (как действующие, так и потенциальные) интересовались чаще всего фронт-офисными системами для организации широкой розничной сети для выдачи кредитов, скоринговыми системами для экспресс-оценки платежеспособности заёмщика, системами организации документооборота для автоматизации процесса массового утверждения кредитных заявок, то начиная с марта 2009 мы видим совсем другую картину.
 
Банки пытаются возобновить программы потребительского кредитования на совершенно иной основе: ставки делаются не на массовость и захват рынка, а на безопасность и формирование качественного портфеля заёмщиков. В первую очередь, наших заказчиков интересуют системы для обнаружения признаков мошеннических схем (fraud detection) и признаков неплатежеспособности заёмщиков. Крупные банки активно ведут собственные исследования и разработки в этой области, а также очень восприимчивы к любому опыту сторонних разработчиков.
 
Фирмы-разработчики стремятся удовлетворить эту потребность. Так, всем известный SAS Institute объявил на глобальном форуме SAS 23 марта 2009 г. о выходе в свет нового продукта "SAS® Social Network Analysis". Остроумный термин "социальные сети" в данном случае относится к выявлению цепочек скрытых взаимосвязей между заемщиками как к основному способу выявления рисков мошенничества.
 
Рис. 1 - снимок экрана продукта "SAS® Social Network Analysis".
 
Практически одновременно с SAS, в декабре 2008 отечественная компания "МДЦ-консалтинг" сообщила о разработке собственного программного продукта "Collect Advantage". Одной из основных функций этой разработки является выявление и графическое отображение цепочек скрытых взаимосвязей между клиентами через контактную информацию, сведения о месте работы, родственные взаимосвязи и связи через поручителей и прочих лиц по кредитным договорам. Как и в продукте SAS, работа по мониторингу рисков ссуд строится на основе системы сигналов (alerts).
 
Рис. 2 - снимок экрана продукта "Collect Advantage".
 
По моим впечатлениям от общения с представителями крупных банков России и Украины, несмотря на наличие программных продуктов мировых брендов и собственные разработки в этой области, все они охотно берут программу "Collect Advantage" на тестирование и рассматривают возможность лицензирования, т.к. в области риск-менеджмента не требуется унификация платформ. Наоборот, наличие в арсенале банка нескольких альтернативных систем, с разных сторон оценивающих портфель розничных кредитов, приводит к повышению качества мониторинга, снижает количество ошибок первого и второго рода при обнаружении признаков мошенничества. Следует отметить и такое важное обстоятельство, как учет национальной специфики и ментальности в продуктах российско разработки. Поскольку поиск скрытых взаимосвязей основан на нечетком анализе текстовых данных, специфика русского языка приобретает наибольшее значение, и в полной мере может быть учтена только в отечественных разработках.
 
Еще одно требование нынешних лидеров рынка потребительского кредитования: научно обоснованный подход к процессу управления кредитным портфелем. Этап бурного роста этого рынка завершился финансово-экономическим кризисом осенью 2008 года, и сейчас наступили более спокойные времена, когда прибыль на этом рынке можно получить не за счет захвата доли рынка любой ценой, а путём реализации более тонких конкурентных преимуществ, таких, как повышение качества менеджмента и сокращение издержек.
 
Как я уже писал в прошлой статье, управление кредитным портфелем в розничном банке включает в себя такие упреждающие (pro-active) методы воздействия, как:
 
- Профилактический контакт с должником с целью подтвердить добросовестные намерения и платежеспособность. Может включать также запрос в бюро кредитных историй.
- Работа с текущей задолженностью (софт-коллекшн) – напоминания по телефону и т.п.
- Внесудебное взыскание (хард-коллекшн) – требования по телефону, личные встречи с должником, работа с родственниками
- Взыскание в судебном порядке (судебное и исполнительное производство, реализация залога)
- Реструктуризация задолженности (пролонгация срока, снижение размера ежемесячных платежей, списание штрафных санкций, изменение валюты кредитного договора)
- Досрочное прекращение действия кредитного договора – требование досрочного погашения кредита
- Требование увеличения стоимости залогового обеспечение по кредиту
- Цессия (продажа прав требования по кредиту другим кредитным организациям или коллекторским агентствам)
- Списание безнадежной задолженности.
 
Наличие столь большого количества вариантов выбора требует наличия системы для эффективной сегментации кредитного портфеля. Система будет эффективной только при учете всех последствий того или иного управляющего воздействия, включая прямые издержки, издержки, связанные с блокировкой резервов, налоговые последствия и проч.
 
Система "Collect Advantage" в полной мере решает эту проблему за счет построения глобальной модели оптимизации с учетом всех видов издержек, прогнозов погашения кредитов и ограничений на ресурсы. Автору неизвестны другие программные продукты, которые в интегрированной среде решали бы аналогичную задачу по эффективному управлению розничным кредитным портфелем. В то же время, мнение представителей наших заказчиков однозначно: функция оптимальной сегментации портфеля и автоматический выбор рекомендованной стратегии корректирующего воздействия является тем самым конкурентным преимуществом, способным привести розничный банк к лучшим результатом в наше кризисное время.
 
Или все-таки пост-кризисное? Ответ на этот вопрос дает следующее важное смещение приоритетов при выборе программных продуктов банками: ЦЕНА.
 
В растущем рынке банки с удовольствием вступали в длительные и часто бесплодные взаимоотношения с системными интеграторами, реализующими дорогостоящие проекты внедрения программных продуктов мировых лидеров. Мне известны примеры безуспешных попыток внерения CRM-систем в течение 24 месяцев, стоимость которых исчисляется 6-значными числами. При этом поставщики обосновывают высокую стоимость именно универсальностью этих систем и способностью приспособиться к любым требованиям заказчиков.
 
Сейчас банки более сдержано подходят к затратным проектам "объединения на единой универсальной платформе всех разрозненных данных". Возрастает интерес банков к программному обеспечению с открытым кодом, например интеллектуальной АТС "Asterisk". Вопросы стоимости владения программным продуктом также выходят на передний план, а это стоимость ежегодных контрактов на техподдержку и/или продление лицензий, затраты на специалистов IT-подразделений банка и оборудование.
 
По этим критериям выбор ПО отечественного производителя также предпочтителен. Для работы с должниками широко используется специализированная CRM-система "СУВД "Кредитные дела" , а для работы риск-менеджеров и кредитных инспекторов по мониторингу портфеля персональных ссуд идеально подходит "Collect Advantage".
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ!
Закажите презентацию нашего нового программного продукта
AML ADVANTAGE
в Вашем Банке
по телефону
Представляем новый продукт
"Portfolio Advantage":
хранилище данных,
OLAP-отчеты,
скоринг, антифрод
для мониторинга портфеля
потребительских кредитов

География посетителей сайта

Locations of visitors to this page